Есть желание купить квадроцикл

Тип статьи:
Авторская

В данной статье хотел бы рассказать о некоторых тонкостях владения полноприводной мототехникой (в простонародии «квадроцикл»), об устройстве, различиях с полноприводыми автомобилями и постараться объяснить необычно высокий уровень проходимости данной техники в условиях среднего и тяжелого бездорожья. 

Прежде всего, стоит сказать о том, что данный вид техники, как и автомобили с приводом на все колеса предпочитают любители активного образа жизни (охотники, рыбаки, путешественники), а также те, кому по роду деятельности просто необходимо использование полного привода (геологоразведка, нефтяная и газовая отрасль и др.). Чтобы понять, в чем причина великолепной проходимости квадроциклов на бездорожье, стоит сравнить их с полноприводыми автомобилями. Возможно, данное сравнение не совсем корректно, так как слишком велики различия этих двух видов техники, но без этого невозможно будет в полной мере понять, почему квадрики обладают такой феноменальной проходимостью и завоевали собственную немалую нишу на рынке внедорожных игрушек для взрослых. 

Начнем с массы квадрика, которая значительно легче массы автомобиля в среднем 300 – 350 кг. против 2000 – 3000 кг., что даёт значительный выигрыш в преодолении нестабильных, мягких участков (заболоченная местность, илистое дно водоёмов и пр.) не позволяя провалиться под этот нестабильный грунт и при этом часто даже не оставить после себя колею. Хотя указанная масса квадрика практически в десять раз меньше массы автомобиля, но она не так уж мала для того, чтобы с легкостью преодолевать откровенно заболоченные участки. В чем же причина того, что квадроциклы способны делать это без особого труда, постараюсь объяснить ниже. 

Итак, сравним внедорожную резину. На квадрики, уже в заводском исполнении, устанавливается достаточно агрессивная в сравнении с автомобилями резина. Конечно, большинству владельцев этой техники обычно такой резины бывает недостаточно, и они обувают своих железных коней в еще более агрессивные покрышки. При этом, если даже автомобиль и квадроцикл имеют схожие по рисунку и прочим параметрам покрышки, в дело вступает уже упомянутая масса, которая при практически одинаковой площади соприкосновения (пятну контакта с грунтом) выводит квадрик в лидеры по этому показателю. На деле получается, что колеса квадрика, несут на себе намного меньшую нагрузку, при этом как бы везут сами себя, именно это и позволяет использовать на квадроциклах шины низкого давления (от 0,2 до 1,0 атм.), что также положительно влияет на прохождение сложных, заболоченных участков бездорожья. Владельцы полноприводных автомобилей, особенно специально подготовленных для тяжелого бездорожья, прекрасно знают, как пониженное давление шин положительно влияет на проходимость в сложных условиях, но не всегда имеют возможность пользоваться настолько низким давлением в шинах ввиду вероятного разбортирования колеса. Для квадрика же такое давление - норма. На деле соотношение размера колес квадрика к его размерам и массе, обеспечивает ему почти нулевую плавучесть при глубоком погружении и соответственно пониженное давление на грунт, что и помогает ему преодолевать заболоченную местность с меньшими усилиями. Владельцы данного вида техники в случае риска полного погружения при преодолении глубоких бродов просто немного добавляют ему плавучести путем элементарного подвязывания нескольких канистр небольшого объема по периметру квадрика. Это позволяет ему превратиться на время в лодку, которой необходимо лишь правильно задать направление и брод значительной глубины будет успешно форсирован. 

Следующий критерий для сравнения это центр тяжести, который у квадроциклов находится значительно ниже даже при меньшей ширине колесной базы, а также возможность корректировки этого самого центра тяжести самим водителем посредством перемещения веса собственного тела в нужном направлении. При критических поперечных и продольных уклонах вес тела моментально может быть смещен в соответствующую сторону, что позволяет мобильно, без остановок преодолевать такие участки. Для автомобиля же преодоление участков с критическими углами наклона более трудоемкая и опасная задача, так как в случае опрокидывания последствия будут значительно серьезней. Также необходимо учитывать, что квадроциклы с более длинной колесной базой (двухместные) обладают чуть меньшей в сравнении с одноместными квадриками проходимостью, но несомненными плюсами длинной базы являются более стабильное поведение при преодолении как раз таки продольных и поперечных уклонов, прохождение поворотов на высоких скоростях и в целом более плавное преодоление неровностей рельефа при движении. 

Тут уж каждый выбирает сам, либо проходимость, либо стабильное поведение при движении. Конечно, выбор между длинной и короткой колесной базой обусловлен чаще всего тем, планируется ли возить пассажира. Но если быть честным, то езда на подобной технике вдвоем вызывает намного меньше положительных эмоций и требует значительных физических усилий. Чтобы быть честным, скажу, что квадроцикл, как и любая подобная мототехника это средство передвижения в большей степени для одного человека. Он способен тащить за собой телегу с грузом превышающим его по массе, причем делать это на достаточно сложном рельефе, но излишняя загрузка самого квадрика приводит к повышенной нагрузке как на его узлы так и на водителя, которому в условиях сложного рельефа и тяжелого бездорожья приходится действовать значительно активнее для поддержания нужной траектории движения и удержания центра тяжести в пределах нормы, так как приходится бороться с дополнительной возросшей массой, находящейся выше этого самого центра тяжести. 

По системе полного привода у автомобиля и квадроцикла также существуют сходства и различия. Во-первых у большинства производителей полноприводной мототехники основным приводом чаще всего является задний. При этом передача крутящего момента происходит сразу на оба задних колеса независимо от того какая нагрузка приходится на каждое из колёс. Это происходит потому, что дифференциал задней оси изначально находится в заблокированном состоянии, проще говоря задняя ось работает как единое целое, что особенно заметно при крутых поворотах, когда идущее по внутренней траектории заднее колесо проходит такое же расстояние что и внешнее колесо, при этом происходит как бы пробуксовка на любом типе покрытия (от асфальта до гололеда). По этой самой причине большинство сложных участков квадроцикл способен преодолеть без подключения переднего привода. У полноприводных автомобилей также наиболее часто основным приводом, работающим большую часть времени, является задний. При этом ни один из производителей не рискнёт выпустить автомобиль с жестко заблокированным дифференциалом задней оси, так как это отрицательно повлияет на управляемость и безопасность при движении на высоких скоростях и последствия могут быть также плачевными… На некоторые наиболее «заточенные» под бездорожье автомобили, завод-изготовитель устанавливает дифференциалы задней оси с возможностью принудительной жесткой блокировки. Также поступает большинство джиперов, которые занимаются переделкой и подготовкой автомобилей к тяжелому бездорожью и различного рода внедорожным соревнованиям. Таким образом, по этому параметру автомобиль может приблизиться к квадроциклу, хотя надежность самого этого узла в автомобиле значительно ниже, он имеет меньший ресурс работы и должен быть использован только в необходимых ситуациях. Подключение привода передней оси как в автомобиле так и в квадроцикле это блокировка межосевого дифференциала в раздаточной коробке (подразумевается «честный полный привод» с наличием раздаточной коробки, а не различные муфты и прочие устройства, которые в случае быстрого перегрева просто отказываются работать) в результате чего на одно из колес передней оси, испытывающее наименьшую нагрузку передается крутящий момент от двигателя. В большинстве квадроциклов есть возможность жесткой блокировки переднего межколесного дифференциала, что в автомобилях серийного производства не встретить, при этом джиперы успешно внедряют сей агрегат в трансмиссию своих покорителей бездорожья. Таким образом, возможность полной блокировки всех четырех колес существует и там и тут. Также стоит оговориться, что пользоваться передней межколесной блокировкой на квадроцикле следует с теми же мерами предосторожности, что и на автомобиле.

Поговорим о двигателе, мощности, крутящем моменте и передаче его на колеса. Сразу стоит сказать, что мощностные характеристики большинства квадроциклов превышают аналогичные показатели автомобиля в плане соотношения мощности к массе транспортного средства (удельная мощность). При массе в 300 – 350 кг. квадроциклы комплектуются двигателями мощностью от 35 до 80 л.с. В автомобилях, предназначенных или специально построенных для преодоления бездорожья, мощность в среднем колеблется от 100 до 200 л.с. при массе в 2000 – 3000 кг. Тут без объяснений всё итак понятно. Именно такое соотношение мощности к массе обеспечивает при необходимости резкое, уверенное ускорение на любом рельефе и практически при любом типе покрытия под колесами. Подобные ситуации возникают при резких подъемах, подъемах после резкого поворота дороги, перед которыми нет пространства для разгона и необходимо молниеносно набрать необходимую скорость. Именно тут в дело вступает вариатор, который обеспечивает плавную подачу крутящего момента на колеса во всём диапазоне оборотов двигателя и в то же время не дает колесам терять сцепления с грунтом, не позволяя колесам сильно проскальзывать в отличие от жесткой механической КПП, применяемой в автомобилях, когда потеря сцепления происходит намного быстрее. Вообще вариатор основан на достаточно простом принципе, возможно, поэтому он получил достаточное широкое распространение в настоящее время также и в автомобильной индустрии. Если есть те, у кого этот узел вызывает сомнения по надежности, то в поддержку вариатора могу сказать, что при грамотной («с головой») эксплуатации этот узел может прослужить больше чем многие иные агрегаты. В ситуации, когда нагрузка во время эксплуатации всё же была значительно превышена, слабым звеном, выступающим в роли предохранителя для всех иных агрегатов и узлов квадрика, становится сам ремень вариатора, который при разрыве просто и быстро может быть заменен в полевых условиях в отличие от ремонта КПП, который в подобных условиях проблематичен. Вообще стоит сказать, что в квадроциклах присутствует значительно меньше сложных узлов и агрегатов, обеспечивающих движение, таких как усилитель рулевого управления, рулевой редуктор, стабилизаторы поперечной устойчивости передней и задней подвески и многое другое присущее автомобилям, что изначально подчеркивает его внедорожные наклонности… Что касается габаритных размеров, то квадрик способен практически беспрепятственно пробираться между деревьями в не очень густом лесу, что в некоторой степени приближает его к человеку как к пешеходу. Автомобилю же требуется хотя бы плохая, старая, заросшая, но дорога. Также просто и быстро преодолеть лесной участок или в один миг объехать непроходимый участок дороги как на квадроцикле однозначно не получится. Естественно у данного вида техники имеются и некоторые минусы в сравнении с автомобилями, которые к внедорожным характеристикам прямого отношения не имеют. Это пугающее многих отсутствие крыши над головой, недостаток уровня комфорта и удобства во время движения, невозможность перевозки большого количества груза и багажа и некоторые другие. Но все эти минусы с избытком окупаются полученными от поездок и путешествий эмоциями, ведь квадроциклы дают возможность без больших физических усилий в короткий промежуток времени добраться Вам до того пункта назначения, куда автомобиль попросту не проедет, а человек на своих двоих не дойдёт. Подведем некоторые итоги. Если у Вас после прочтения данной статьи не исчезло или же наоборот появилось твердое желание приобрести квадр и испытать все прелести владения им, то при выборе стоит руководствоваться несколькими основными критериями. Во-первых, независимо от задач, для решения которых приобретается квадроцикл, он обязательно должен быть полноприводным, так как существуют и квадроциклы с моноприводом и не слишком мощным двигателем, но такой техники очень быстро станет «не хватать». Вы обязательно захотите чего то более мощного и проходимого. Во-вторых, раз уж речь зашла о мощности, то ориентируйтесь на двигатель от 500 кубических сантиметров и больше, в противном случае двигателю придется работать на пределе своих возможностей в постоянном режиме, и он попросту проживет очень недолгую жизнь. Будьте уверены, малый объем двигателя не сэкономит Вам топливо по сравнению с более мощными моделями, так как для преодоления затяжных и крутых подъемов, иных сложных участков маршрута, а также при движении с пассажиром, Вам попросту придется «крутить» двигатель и расход топлива моментально возрастет. Также на квадроциклы устанавливаются и достаточно мощные двухцилиндровые (в основном V-образные) двигатели объемом от 500 до 1000 кубических сантиметров. Такие двигатели объемом от 800 до 1000 кубиков лично я считаю избыточно мощными для целей охоты, рыбалки и просто путешествий. Они больше заточены под соревнования и к тому же их установка влечет ряд негативных моментов при последующей эксплуатации. Масса квадрика существенно возрастает, избыточная мощность зачастую при бездумной езде рвёт трансмиссию, так как в основном узлы и агрегаты трансмиссии на таких мощных моделях используются те же что и на младших моделях. Такому двигателю требуется больший запас топлива для работы, что в условиях ограниченной грузоподъемности и места для багажа становится вдвойне сложной задачей. Имеющейся системы охлаждения чаще всего бывает недостаточно, так как она позаимствована также с младших моделей и в итоге двигатель подвержен большему нагреву и более длительному охлаждению при помощи электровентилятора охлаждающего радиатор, что может привести и часто на деле приводит к более быстрому выходу из строя этого вентилятора охлаждения. Вообще по поводу расхода на данном виде техники стоит сказать, что в качестве базового для большинства квадриков принято считать расход 15 литров на 100 километров пути. Но при движении в условиях тяжелого бездорожья он легко может превысить и 20 и даже 25 литров, а при движении же в условиях приближенных к трассе при скорости 40-50 км/ч Вы без проблем сможете проехать те же 100 километров менее чем на 10 литрах топлива. Поэтому расход в данном случае понятие достаточно условное и для его расчета всегда стоит руководствоваться местностью, по которой будет пролегать маршрут. Что касается выбора между длинной и короткой колесной базой, то стоит понять для себя, будете ли Вы достаточно часто ездить с пассажиром или же такие поездки будут единичными, а также насколько важны для Вас ярко выраженные внедорожные качества квадроцикла. Как упоминалось выше, квадрики с длинной колесной базой (двухместные) наиболее устойчивы при преодолении участков с критическими углами наклона и вообще более стабильны при достаточно активном (агрессивном) вождении. Поэтому для начинающих из соображений безопасности более подходящим станет двухместный квадр с длинной колесной базой. По системе впрыска топливо также есть приверженцы карбюратора и инжектора. Не буду говорить, что та или другая система принципиально лучше. Для одних важна простота и возможность ремонта карбюратора что называется «на коленке», другие же рискнув и доверившись непосредственному впрыску со всеми его плюсами и минусами, вполне успешно покоряют бездорожье. Сам владею инжекторным квадриком и пока что доволен. В данном вопросе каждый сам должен понять, что для него важнее и нужнее.

Вопрос о надежности (большей или меньшей ломучести) тех или иных марок квадроциклов тоже весьма спорный и в большей степени зависит от стиля вождения конкретного человека. Действительно существуют у некоторых производителей огрехи в плане надежности и долговечности, а также внешние, чисто эстетические недочёты. Некоторые же производители, привлекая покупателя приятным внешним видом и наличием множества не всегда нужных и вообще весьма сомнительных для квадроцикла мелочей (регулируемая высота и жесткость подвески, электроусилитель рулевого управления с переменным усилием и др.), значительно превышают средний уровень цен на данную технику, при этом вопрос надежности у таких производителей также решен не до конца. Проще говоря – переплата за раскрученный бренд. Для того, чтобы определиться какие из марок более надежны стоит собрать мнения владельцев разных производителей, а также можно как следует почитать отзывы владельцев в интернете, ведь вопрос надежности для меня в частности, как наверное и для большинства любителей различного рода транспорта, является одним из ключевых при выборе. Что касается технического обслуживания в процессе эксплуатации, тут бытует мнение, что данный вид техники очень сложен и весьма дорог. 

Попытаюсь с этим не согласиться. Во-первых, по причине отсутствия множества технически сложных агрегатов всё обслуживание в основном заключается в замене масла в двигателе и переднем и заднем редукторе один раз за сезон, который длится для квадроцикла по большому счету полгода. Это всё опять же при условии бережной эксплуатации и отсутствии поломок. Сам процесс технически очень прост и вследствие малых объемов заливаемого масла совсем не дорог. Приведу пример: объем масла в двигателе моего квадрика 2 литра, в редукторах по 150 мл. плюс стоимость масляного фильтра в итоге получается около 2000 рублей. Работы по замене произвожу сам. Конечно, есть еще и другие расходники, такие как тормозные колодки, ремень вариатора, свечи зажигания, но их замена при грамотной эксплуатации наступит совсем не скоро (проехал три сезона без замены). По опыту скажу, что бояться обслуживания не стоит, а слепо доверять его дилеру не всегда верно, так как зачастую к специалистам, работающим у дилера хочется приставить приставку «псевдо». Проверено на практике (после замены помпы на одном из китайских квадриков в фарах почему то оказался в немалом количестве антифриз, а уровень масла в двигателе превышал все допустимые мерки). Не стоит думать, что дилер при обслуживании делают с вашей техникой что то сверхъестественное. Поверьте, они точно также ограничиваются заменой масла, причем как оказывается не всегда качественной и не всегда с заменой масляного фильтра. Бойтесь дилеров в этом отношении. Обобщать конечно не стоит, но подобные случаи достаточно часты.

Итак, основные моменты по различиям с автомобилями, а также выбору и последующей эксплуатации рассмотрены, дальше всё зависит от Вашего бюджета, так как разброс цен у разных производителей весьма велик. От примерно 180 тысяч и иногда до более 1 млн. рублей. В заключении скажу, что выбирал квадр также как большинство владельцев в основном для охоты и путешествий, которые естественно сопряжены с преодолением всех видов бездорожья. Поэтому свой выбор остановил на квадроцикле с короткой колесной базой, инжекторным одноцилиндровым двигателем объемом 700 куб. см. с двойной системой охлаждения (жидкостное охлаждение и охлаждение моторного масла через дополнительный радиатор), что в квадроциклах встретишь не часто. Радиаторы расположены один за другим, что экономит внутреннее пространство и позволяет охлаждать их одним электровентилятором. Также квадроцикл уже в базовой комплектации был оснащен более агрессивной грязевой резиной увеличенного размера (28 дюймов), с которой дорожный просвет составляет 38 см. При этом, завод-изготовитель устанавливая такую резину и увеличивая углы работы рычагов подвески, позаботился о применении усиленных элементов трансмиссии (привода, ШРУС и др.). Заводом также предусмотрена система шноркелей от двигателя и вариатора, которые выведены на уровень руля, что значительно увеличивает возможности по преодолению бродов. Спереди и сзади имеются силовые бамперы с защитой световых элементов и пластикового корпуса квадроцикла, что при преодолении откровенно заросших лесных участков неплохо защищает от повреждений. Спереди установлена лебедка с тяговым усилием 1600 кг., при массе квадроцикла 350 кг. Сам квадрик, в сравнении с моделями других производителей, имеет в некоторых узлах более простое и надежное устройство (пример: передача крутящего момента от двигателя к редукторам по причине жесткого крепления элементов к раме осуществляется посредством карданов, не имеющих крестовин и ШРУС, проще говоря, это обычные приводы, которые в процессе эксплуатации не требуют шприцовки и прочего обслуживания). Также имеется ряд унифицированных деталей и расходников, что упрощает при необходимости их приобретение и обеспечивает взаимозаменяемость (все 8 пыльников ШРУС одинаковые, все тормозные колодки одинаковые). На сегодняшний день проехал 3100 километров и по-прежнему получаю от поездок множество положительных эмоций с некоторой долей адреналина. Основные моменты и особенности рассмотрены. Если вдруг появятся какие то вопросы по этой теме, задавайте их в личных сообщениях. По возможности готов ответить. 

Выбирайте квадрик по душе и получайте удовольствие от каждой поездки!


14.08.2014
2592

1 комментарий

15.08.2014 10:53
+1
Уже давно хочу купить квадрацикл и никак не мог подойти к пониманию: чем же они отличаются друг от друга. Получив первичное представление, теперь понимаю, что я хочу… Приятно было прочитать статью человека, у которого есть возможность «сравнить» квадрацикл и внедорожник, т.к. сам путешестует и на внедорожнике и на квадре.