Северный Урал. Осень 2015.

Изображение:
Вид путешествия:
Экспедиции
Категория сложности:
Сложная

Ежегодное путешествие на просторы Уральского Севера к верховьям реки Колва. Рыбалка, охота. Грибы, ягоды. Грязь помесить и сплав по р.Колва.

Промо




Ежегодное(вот уже седьмой год подряд) путешествие на просторы Уральского Севера к верховьям реки Колва состоялось.

С 11 по 18 сентября 2015 года команда из пяти человек на двух внедорожниках LRDefender 90 и NissanPatrol колесила по удивительным, неповторимым рельефам уральских предгорий, по остаткам того, что в недавнем прошлом называлось дорогой. А эти самыедороги, забегая вперед скажу, еще 15 лет назад были настолько хороши, что работающие в то время в колонии на В.Колве «Супермазы», перевозили по ним огромные кедры хлыстами на скоростях до 90-100 км/ч. И скорее всего, возможно это было благодаря тому, что контроль за содержанием дороги существовал такой:Человек, ответственный за содержание всех лесовозных веток, включая участок от В.Колвы до Талово садился на заднее сидение «Волги» и в том случае, если на каком то участке маршрута его комфорт был нарушен хоть одной незначительной ямкой, ответственный за содержание конкретного участка дороги ехал на 15 суток в гости к голоду, холоду и долгим раздумьям….

Информация эта достоверно известна со слов человека, который в те времена рулил на этом самом лесовозе и видел все тамошние порядки своими глазами…

Думаю, на этом экскурс в историю Верхнеколвинской колонии стоит закончить, тем более, что те времена канули в прошлое вместе с запретом малевого сплава по рекам. Да и рассказывать о том, как оно было и что происходило, можно достаточно долго.

Итак, сборы наши начались задолго до отъезда. Всё, что нужно и не очень было заранее запасено, упаковано и сложено в автомобили. Экипаж Дефендера состоял из трех человек (Иван, Влад, Сергей). В экипаж Патрола вошли два человека (Дмитрий и Антон). Итак, в пятницу 11-го сентября поздно вечером встретились в назначенном месте и не спеша выдвинулись из Перми. К утру были на «станции шинной травли» где-то на одном из карьеров на валайском тракте. После недолгого чаепития и окончательной «заточки» машин под местные дороги и тропы выдвинулись в стороны Валая и, через пару часов нас ожидал знакомый и горячо любимый «перешеек». К этому времени он был обильно сдобрен дождями и, как водится, проштампован протектором от а/м Газ-66 и Урал ну и прочими его почитателями…


Преодолели «перешеек» достаточно легко несмотря на первое путешествие Patrolа и его водителя в эти места. В неспешном темпе с остановками на чай и кофе, а также осмотрами наиболее ответственных участков дороги преодолели его за 5 часов. Да, обычно этот «урок глино-протекторной лепки» продолжался 3,5 часа, но в этот раз в связке шли два экипажа и за рекордным временем никто не гнался.


Резина на обоих внедорожниках была установлена одинаковая, - Simex Jungle Trekker 2 в размере 34х11,5. К сожалению таких покрышек в большем размере нет в природе, но и эти по факту получились 880 мм высотой, что соответствует полноценному 35" размеру. С Дмитрием, - водителем Ниссана мы оказались единодушны в выборе этой резины, да и к тому же я на Дэфе до этого уже раскатал один такой комплект, только в размере 33х10,5. Она полностью отвечала всем нашим запросам (перегоны по асфальту, колеи, глина, камни, зимняя эксплуатация), только лишь о езде по болотам ничего сказать не могу, попросту не лезу в эти бездонные поглотители всего и вся… Думаю, что любая колесная техника (за исключением транспорта на шинах низкого давления) на это не совсем рассчитана... Опять отхожу от темы. В итоге на выходе с «перешейка» все были довольны характеристиками выбранной резины, в особенности Дима, который её здесь испытал впервые, как и недавно приобретенный автомобиль. Здесь повстречали знакомых Березниковских рыбаков на трех уазиках, которые ежегодно рыбачат в районе бывшего Таловского моста. После непродолжительной беседы было ясно, что рыба как обычно клёвом не балует, а вот погода, которая на «перешейке» нас награждала лёгкой моросью вроде как начала настраиваться на добрый лад.

Итак, узнав много полезной информации о дороге, уровне воды в реке и т.д. выдвинулись по «лесовозке»в сторону деревни Талово, продолжая оставлять позади как будто бы один след... Ехать продолжали неспеша, зная о том, что недавно проехавший здесь очень длинный Урал с кунгом, нарушил все мосты на маршруте и по нашим предположениям «поправил» дорогу от «лесовозки» до самой деревни Талово. В общем, так оно и было, но для нас эти мосты выглядели не совсем разрушенными, а лишь в некоторых местах углубленными и продавленными, но благодаря нашим габаритам и массе, которые значительно меньше Ураловских, преодоление всех этих на первый взгляд рискованных мест прошло легко и с интересом. Также достаточно стандартной для этого времени была глубина брода, и он был без проблем пройден, хотя в самом русле присутствовало некоторое углубление. По словам Березниковцев это всё тот же горячо полюбившийся всем Урал оставил в реке следы своей «могучей суперпроходимости». Прибыв ближе к вечеру в деревню догнали, наконец, экипаж Урала, который накануне, после двух суток дороги от Валая до Талово, отдыхал здесь со всей широтой души… Урал этот был настолько длинным и громоздким, что это выглядел едва ли не больше всей деревни вместе взятой. Оговорюсь, что деревня в этом году значительно пострадала от «рукастых и добродушных» то ли туристов то ли еще кого то, но итогом стало отсутствие двух домов (одного недействующего верхнего и самое главное нижнего, который был отлично пригоден для временных походов и даже для постоянного проживания). Факт как говорится, имеет место быть. Остается лишь надеяться, что эти самые «повелители огня» будут жизнью как то в ответ вознаграждены…

Подъехав к уже ставшему родным верхнему дому, обнаружили экипаж Урала в количестве 4 человек. Для нас стало некоторой неожиданностью, что автомобиль массой 11 тонн и длинной точно не меньше 11 метров приехал сюда практически пустой… Как выяснилось это оказались знакомые путешественники из пермского бассейна «БМ». Ребята только с утра добрались, наконец, до деревни и уже на следующее утро собирались отправляться обратно. Спасибо им большое за тёплую встречу и вкуснейший горячий ужин, который будто бы для нас уставших после почти двадцати часов дороги они приготовили. После недолгих разговоров с экипажем Урала наша команда теперь уже сытая и полная впечатлений провалилась в глубокий сон. На утро«Уральцы» как и планировали, засобирались в обратную дорогу и взяли на свой вместительный борт еще двух пеших путешественников пришедших накануне вечером из деревни Дий. Как оказалось со слов этих двух пеших, они ежегодно совершают подобные походы продолжительностью около 2-3 недель и уже который год отмечают свои дни рождения в глухой тайге. «Уральцы» оказали этим ребятам медвежью услугу, сократив тем самым расстояние от Талова до Валая, которое они планировали пройти пешком.

И вот после дружеских рукопожатий и пожеланий лёгкой дороги, а также наказов о том, чтобы для нас дорогу тоже оставили, Урал покинул деревню и мы остались за старших. Тут же пришло чувство абсолютного покоя, умиротворения и удовольствия от неповторимой местной тишины и красоты. Погода становилась всё лучше и лучше. Наступило настоящее уральское «бабье лето», которое здесь на севере края большая редкость. Итак, следующие три дня мы продолжили неспешно отдыхать в деревне. Двое из нас Антон и Влад принялись облавливать Колву вверх и вниз по течению.



В один из дней даже отправились в коротенький сплав от деревни до разрушенного моста. И вот во время этого мини-сплава на очередном плесе ребята повстречались с мишкой, который уж очень пристально наблюдал за ними сидя на берегу. Понять намерения косолапого было непросто, так как он, не реагируя на крики и жесты, продолжал наблюдать за рыбаками. Ребятам удалось запечатлеть его на фото и видео и в итоге медведь всё таки покинул берег, но ненадолго. Как только лодка спустилась ниже этого самого плёса «Потапыч» снова вышел, сел на берег и продолжил свои наблюдения…

Вот такой не очень уловистый, но всё же очень интересный (адреналиновый) сплав оказался у наших хариузятников. Мы же втроём (Иван, Дмитрий, Сергей) всё больше охотились и усиленно поедали созревшую повсюду в огромном количестве чернику.

В один из вечеров в гости в деревню зарулила компания из двух Pinzgauer(ов) и одного коротыша NissanPatrol. Из разговора с ними выяснили, что нацелились они на маршрут Талово – Сусай – Черепаново. Переночевав одну ночь, эта команда рано утром вновь встала на маршрут и в деревне мы вновь остались одни. В один из прекрасных северных осенних деньков выезжали прокатиться по «лесовозке» за р. Ня-ризь, в сторону просеки, ведущей в так называемый тупик, горячо любимый многими любителями как следует помесить «тесто» из болотной жижи, камней, веток, лебедочных тросов и северных комаров).

Брод через р. Ня-ризь был также неглубоким. В конце «лесовозки», в начале той самой просеки обнаружили множество крупных свежих медвежьих следов, ясно свидетельствующих о том, кто в этих краях полноправный хозяин. Вообще повсюду на дороге и в лесу были видны следы жизнедеятельности бурого таёжника, что держало нас в некотором тонусе всё время… Спустя сутки пребывания в деревне по следам наших автомобилей в гости в деревню наведывался мишка, судя по всему ночью, так как днём посторонних замечено не было.

Итак, прекрасно проведя время в Талово, выдвинулись 16-го сентября утром в сторону В.Колвы. Дорога была уж очень знакомой, одинаковой и от того не очень интересной.И к тому же сопровождал нас почти всё это время мелкий моросящий дождь, который к вечеру прекратился. И вот часов в 6 вечера мы стояли в раздумьях перед мостиком через речку Чумук. Мостик этот еще в прошлом году был вполне достаточным для проезда по нему. Сейчас же он представлял собой зигзаг, первая часть которого качалась как весы на опорных балках и тем самым очень настораживала. Ну и ко всему прочему местный рыбак, с приличным «выхлопом» лениво помахивающий удочкой поведал нам информацию о том, как на этом самом мостике недавно доставали накренившуюся и едва не упавшую с моста «буханку». Всё это подтолкнуло нас к проезду реки вброд, который был левее моста. На первый взгляд он показался сложным, но оценив и наметив план действий, он был в соответствии с этим планом легко преодолён. Только лишь не вовремя сорванный шплинт на кардане лебедки Ниссана на выходе из брода был неожиданным подарком, и помогать в подъеме пришлось уже электролебедкой Дэфа. Дальше ехали уже в темноте.

Мостики встречались то хуже, то лучше, но движение было стабильным и, добравшись до реки Тулпан, устроились на ночевку неподалеку. Едва приготовив горячий ужин, проглотили его в один миг после голодного дня и сон нас накрыл также мгновенно.

На утро Дмитрий, пытаясь найти себе достойных помощников, принялся за разбор правого переднего суппорта Ниссана. Накануне полностью стёртые колодки стали выскакивать на ходу из суппорта. Продолжать движение так было нельзя, так как ступица грелась, скрипела и слёзно просила рук мастера. Мы вдвоем с Сергеем на Дэфе решили прокатиться дальше до брода через Колву и по окружающим карьерам. Места эти нам были хорошо знакомы, но всё же раз в год их очень хотелось посетить. Проездили мы практически весь день.


По наиболее труднодоступным местам прогулялись пешком и поохотились весьма удачно. Вернувшись к вечеру на стоянку к реке Тулпан, как раз успели на ужин, приготовленный ребятами. Продолжили беседу после ужина на открытом воздухе.Вот уже подходило время укладываться на боковую,но как оказалось местные хищники приготовили нам сюрприз… В начале 11-гона расстоянии 1 – 1,5 километров от нашей стоянки «серые разбойники» устроили такой незабываемый концерт на все голоса, что все и думать забыли о сне грядущем.


Пару раз, собрав все свои охотничьи навыки я провабил им ответный клич, который они, похоже, восприняли за настоящий и полноценно взвыли в ответ. Некоторым из нашей команды вечернее представление не давало спокойно спать всю ночь. Волки,конечно же, в гости так и не явились, но воспоминания от своих хоровых напевов у всех оставили яркие и надолго. На утро нам предстояло двигаться в сторону дома. Как известно обратная дорога обычно легче и проще. В принципе так оно и было. Лишь «перешеек» занял чуть больше времени, так как начавшийся накануне дождь и недавно проехавший по нему Урал, парочка Газ-66 и команда Pinzgauer(ов) ему красоты естественно не добавили. В целом можно сказать, что «перешеек» был таким, какой он бывает обычно, ну может быть совсем немного хуже.

В качестве итога путешествия можно сказать следующее:

Во-первых, что касается погоды и лета, которого на Урале мы так и не повидали. Некоторой компенсацией стало то, что большая часть сентября была просто великолепной, что естественно положительно повлияло на впечатления от поездки.

Также некоторым плюсом сильно дождливого лета здесь стало обилие ягод и грибов. Хотя грибы к этому времени уже отошли, но ягодой можно было здесь кормиться еще очень долго. В плане дороги всё с каждым годом лучше конечно не становится, - последние мосты разрушаются, колеи углубляются, а ремонтом заниматься никому не интересно, да и самое главное не за чем и не кому. Последним коренным жителям выдают жилищные сертификаты и те отправляются на ПМЖ в более дружелюбные места.

В общем, можно сказать, что всё прошло в штатном режиме, без происшествий и поломок. Получили массу впечатлений от давно знакомых родных северных мест. Но на то он и Север, что всегда предстаетв новом прекрасном свете! Возможно поэтому, неделя, проведенная нами в тех прекрасных местах, пролетела будто один миг и теперь воспоминания и мысли всеми силами вновь тянут нас туда.

Следуйте направлению стрелки компаса и на Вашем маршруте всегда будут прекрасные, незабываемые места от которых с гарантией будут получены самые яркие и чистые эмоции.


29.12.2015 16:24
1165

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!