Путешествие к месту приземления Беляева и Леонова.

Изображение:
Вид путешествия:
Поездки выходного дня
Категория сложности:
Средняя

В отчете мы расскажем об интересных находках.

к 80-летию летчика-космонавта А.А.Леонова и 50-летию Полета «Восход-2»


Короткая версия фильма на 8 минут.

Длинная версия фильма на 22 минуты.

Выдающимся достижением космонавтики является полет космического корабля «Восход-2», пилотируемого Алексеем Архиповичем Леоновым и Павлом Ивановичем Беляевым. В марте 2015 г. исполняется 50 лет со дня совершения этого драматического и ,вместе с тем, великого полета, а 30 мая 2014 г. исполнилось 80 лет человеку, впервые вышедшему в открытый космос, - Алексею Леонову. К сожалению, с нами уже нет командира корабля П.И.Беляева, который умер от прободной язвы желудка в 1970 г.

Для жителей Пермского края полет корабля «Восход-2» значит несколько больше, чем для жителей всей нашей планеты, ведь космонавты приземлились в нашей глухой уральской тайге.

Вкратце приведем необходимую информацию об этом историческом полете и поиску космонавтов в тайге.

Космический корабль «Восход-2» с космонавтами полковником П.И.Беляевым и подполковником А.А.Леоновым стартовал с космодрома Байконур в 10 ч 00 мин по московскому времени 18 марта 1965 г. уже в конце первого витка вокруг Земли А.А.Леонов вышел в открытый космос. Через шлюзовую камеру он бесстрашно шагнул в космическую «бездну» и, отплыл на 5 м в сторону от корабля, вещал на весь мир: «Я «Алмаз». Человек вышел в космическое пространство!» И Леонов, и Беляев в эти минуты находились в состоянии необычайного подъема.

Но с этого момента начались сложности полета на «сыром» недоработанном корабле, которые несколько раз могли закончиться гибелью «Алмазов». Вначале А.А.Леонов, у которого в космическом вакууме резко раздулся скафандр, никак не мог протиснуться через люк обратно в космический корабль. Тогда Леонов, проявив смекалку, дважды нарушив инструкции, сначала сбросил давление в скафандре на половину, а затем с большим трудом протиснулся через люк головой вперед (а не ногами как полагалось). Следующие ЧП: внутри «Восход-2» парциальное давление кислорода выросло до 1000 мм! От малейшей искры космонавты могли сгореть, как спички. После отстреливания шлюзовой камеры корабль стал вращаться в двух плоскостях. Отказала система ориентации, в результате чего стала невозможной посадка корабля в автоматическом режиме. И П.И.Беляеву пришлось впервые в мире совершать ручную ориентацию и посадку спускаемого аппарата (СА) корабля. По официальной версии, он на 45 секунд позже включил тормозную двигательную установку, в результате чего СА приземлился не в районе Кустаная (Казахстан), а на Урале. Однако, по утверждению А.А.Леонова, «Алмазы» осознанно ориентировали корабль на безлюдный район Соликамска и даже успели доложить на Землю: «Предположительная посадка – Северный Урал».


СА «Восход-2» приземлился 19 марта 1965 г. в 14 ч 02 мин местного времени в глухой уральской тайге. Точка приземления космонавтов, располагается в 180 км на север от города Пермь (по прямой, на карте). На территории Усольского района, где он граничит с Соликамским районом и КомиПермяцким автономным округом. В то время никаких дорог в районе приземления не было. Тайга была безлюдной, ближайшая деревня Кургановка располагалась в 18 км.

Толщина снежного покрова в районе приземления составляла 1,5-2 м, 19 марта днем было -19С, в ночь на 20 марта -29С, а днем 20 марта температура повысилась до -5С. В то время космические корабли не были приспособлены к посадке в таких условиях, в них не было теплой одежды и всего необходимого для выживания в тайге. Поэтому риск гибели космонавтов от переохлаждения был очень высок.

Кабина СА при приземлении оказалась плотно зажатой с трех сторон соснами. Оранжевые парашюты зависли на кронах деревьев. И основной, и вспомогательный люки снаружи оказались придавленные стволами деревьев. Только через несколько минут напряженных усилий космонавтам удалось расшатать и открыть люк. Они выпрыгнули из СА и по самое горло оказались в снегу. Передав по КВ-каналу телеграфный код «ВН» («все нормально») и включив приводную радиостанцию, космонавты утромбовали на снегу площадку и зажгли костер. Из-за пота у них в скафандрах было по колено влаги. Они сняли на морозе скафандры, разделись до гола, выжали белье, надели его вновь. Жесткую часть скафандров спороли, а мягкую вновь одели. От парашюта отрезали куски и обмотались ими сверху. Но им было все равно очень холодно, и практически отсутствовали запасы пищи.

Срочно были сформированы две группы поиска и спасения космонавтов:

  • 1.Военная по линии ВВС во главе с маршалом С.И.Руденко;
  • 2.Гражданская во главе с председателем Пермского облиспалкома Б.В.Коноплевым, вылетевшим в г. Березники.

Космонавтов обнаружили по оранжевому куполу парашюта в 17 ч, т.е. через 3 часа после приземления, с вертолета МИ-1 местных авиалиний (летчик Василий Жужнев). Вскоре МИ-1 прилетел вновь и бросил космонавтам еду и теплые вещи. Однако, вертолетчик побоялся зависнуть и бросил все это на большой горизонтальной скорости полета. Вещи упали в глубокий снег вдалеке от космонавтов и были недоступные им. Затем прилетел вертолет МИ-4 (летчик Владимир Тепляков) из ИТК Соликамска. С МИ-4 сбросили теплые куртки, ящики с едой. Но большая часть вещей повисла на деревьях или упала далеко от космонавтов в глубокий (2 м) снег, и добраться до них, космонавтам, также не удалось. Космонавтам достались лишь летние куртки, шапки и скудное количество пищи. Первую ночь им пришлось провести вдвоем у костра в мороз -29С!

Нет нужды говорить, о том, как был возмущен данным фактом Сергей Королев. В кратчайшие сроки им была организована собственная спасательная группа во главе с подполковником (однофамильцем) ВС Беляевым. И операция начала выполняться немедленно. Уже 20 марта спасатели прибыли из Байконура в г Березники. Здесь собралось уже 6 вертолетов МИ-1, Ми-4 и МИ-6. Но в районе приземления лес был очень густой, а высота деревьев достигала 40 м. поэтому посадить вертолет не представлялось возможным. Существовавшая инструкция не рекомендовала в таких условиях спустить тросовую лестницу и поднять космонавтов. Кроме того, этот способ эвакуации космонавтов запретило руководство ВВС. Применив не большую хитрость Подполковнику Беляеву удалось уговорить пилота вертолета нарушить инструкции, и, не смотря на риск, группа вылетела к месту приземления спускаемого аппарата. Однако перегруз винтокрылой машины, сильный боковой ветер и высота деревьев не позволили спасателям спуститься к героям-космонавтам по лестнице, и высадка прошла в 2-х км в стороне. На этом злоключения спасателей не закончились, и у двоих из них обувь не подошла к лыжам. Однако было принято единственно ,на тот момент, верное решение. Двое остаются готовить площадку для посадки вертолета, а ВС Беляев выдвинулся к космонавтам. Преодолев 2 км за 5 часов 20 марта в 14 часов пополудни он первым достиг космонавтов. Чуть позже к ним присоединились другие спасатели, и совместными усилиями был устроен достаточно комфортный ночлег (со слов Леонова- там даже кровать была.))

А далее. За истекшие двое суток по распоряжению маршала С.И.Руденко силами бригад лесорубов и военнослужащих вырубили и расчистили поляну в лесу на расстоянии от 2 до 6 км. (данные свидетелей разнятся) от МП. На этой вертолетной площадке разместили все 6 задействованных вертолетов, которые летали к МП и сбрасывали одежду, провизию, инструмент. И лишь 21 марта (спустя 2 сут после приземления) космонавты Леонов и Беляев на лыжах по проложенной лыжне за 2 часа преодолели путь (2 или 6 км) до вертолетной площадки и были эвакуированы с нее на вертолете МИ-6 в Пермь, а оттуда на самолете – на Байконур.

На МП лесорубами была расчищена от деревьев площадка, откуда под руководством полковника В.С.Беляева вертолетом МИ-6 22 марта был эвакуирован СА корабля «Восход-2».

С 19 по 21 июня 2014 г. Нами была предпринята экспедиция из Перми к месту приземления в уральской тайге космонавтов А.А.Леонова и П.И.Беляева. Поездке предшествовала 6-месячная подготовка: изучено более 100 источников о полете «Восхода-2» и 2-суочном пребывании космонавтов в тайге (печатные, архивные, кино- и фотодокументы). Изучена информация о предыдущих экспедициях к МП, маршрутах; подготовлен автомобиль-вездеход, туристическое снаряжение, кино- и фотоаппаратура, навигационное оборудование. Об экспедиции извещен глава администрации Усольского района Г.П.Шехматов (с которым было проведено несколько телефонных разговоров и личных встреч). Проведены ознакомительные беседы о полете и приземлении космонавтов с председателем комитета ветеранов космоса (соратником Ю.Гагарина и А.Леонова, полковником Д.П.Гаотиным, бывшим секретарем Березниковского горкома КПСС Р.А.Вагиным, председателем Березниковского туристического клуба «Альтаир» Э.Б.Мелкозеровой). Важно, что Д.П.Глотин, Г.П.Шехматов и Р.А.Вагин ранее имели личные встречи с космонавтом А.А.Леоновым, который детально рассказывал им о приземлении и пребывании в тайге.

В экспедиции использован автомобиль на базе УАЗа. Машина подготовлена по классу ТР-3

На данный момент известно несколько маршрутов к МП космонавтов.

Но освоенных маршрутов два:

1.Пермь-Кудымкар-Эрна-Каменка-МП;
2.Пермь-Березники-Усолье-МП

Мы избрали маршрут через Березники, оптимизировав и изменив его: Пермь-Березники-Усолье-Пыскор-Левино-Касиб-Никино-Басим-МП

И вот 19 июля в 9-00 вездеход с участниками экспедиции на борту выдвинулся из г Пермь в сторону гор. Березники, а далее в старинный городок Усолье, и на выезде из Усолья мы были в 12-45. За шутками, прибаутками и разговорами мы не заметили как проехали уже больше 200 км. Расстояние от Усолья до места приземления по прямой около 80 км. Ближайшая деревня к МП это, как и 50 лет назад это Кургановка. Деревенька по слухам сохранилась, но вот дороги от нее до МП (а это 18 км) нет и не было. Поэтому еще до выезда мы выбрали более протяженный маршрут – через Соликамский р-н. И по дорогам расстояние составляет 136км (Усолье-Пыскор-Левино-Касиб-Никино-Басим).
Дорога представляет собой разбитый асфальт до Никино и не плохую грунтовку до Басима (местные ездят там достаточно быстро ну а наша средняя скорость не превышала 40км/ч)
Пройдено уже 324 км пути. Осталось всего 25 км. Но это самый сложный (из за неизвестности) участок пути, со всех сторон окруженный тайгой. В пути очень помогают указатели с надписью «место приземления космонавтов». Теперь, вся надежда только на машину. Дорога узкая, проходит в неширокой просеке, с длинными подъемами и крутыми спусками, оврагами, массой ручьев и речек. (Чугор, множественные притоки Уролки) через которые перекинуты узкие, ветхие мостики из полусгнивших бревен. Вскоре две идущие дороги от Басима сливаются в одну, а через несколько километров появляется развилка. По левой дороге можно ехать через Уролку в сторону Кудымкара, Через Каменку (правда, там сейчас через Уролку сожжен мост, в чем мы убедились во время экспедиции). По правой лесной дороге путь лежит к МП. Это отрезок лесовозной дороги. Здесь работают лесорубы: пилят лес и вывозят его (дорога столь узка, что разъехаться трудно, подчас невозможно). По этой дороге могут проехать только вездеходы вроде нашего или лесовозы. Через 25 км пути по тайге, влево, в глубину леса, отворачивает узкая, густо заросшая травой, с глубокими ямами, просека. Ее отрезок 500 м выводит нас на поляну, в центре которой горделиво возвышается стела из черного гранита. Эта поляна считается официальным местом приземления «Восхода-2».
Наш вездеход благополучно прибыл сюда ровно в 16 ч., проделав путь в 349 км. Время в пути составило 7 ч.

Поляна имеет овальную форму (наибольший диаметр 25- м, наименьший 2 м), ровную поверхность без пней и сваленных деревьев, поросшую густой высокой травой. В центре поляны на фундаменте стоит красивая стела из черного гранита, высотой 1,5 м и толщиной плиты около 25 см.

На лицевой стороне стелы начертаны величественные слова: «19 марта 1965 года на это место приземлился космический корабль «Восход-2», пилотируемый летчиками-космонавтами Беляевым Павлом Ивановичем и Леоновым Алексеев Архиповичем. «Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шел к земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это.
А.А.Леонов, дважды Герой Советского союза, летчик-космонавт»»
На оборотной стороне стелы имеется надпись: «Памятный знак установлен в рамках реализации социально-культурного проекта «Страницы истории космической эры в летописи Усольского муниципального района» Главы Усольского муниципального района Шехматова Г.П.»
В 10 м от лицевой стороны стелы стоит простая скамейка, сколоченная из жердей. Мы втроем уселись на нее и долго обсуждали подробности трагического полета, приземления Беляева и Леонова здесь, на этом пяточке северной земли, и их Подвиг борьбы за жизнь в этой суровой беспощадной тайге при -29С мороза.
Я вспомнил беседу с Робертом Аркадьевичем Вагиным, бывшим секретарем Березниковского ГК КПСС, участником экспедиции спасения. Он рассказал мне об установке под его руководством в 1968г. первого памятника на этой легендарной поляне: «На Березниковском титаномагниевом комбинате отлили стелу из титана. Нынешних дорог, даже лесных, в тайге еще не было. Стела была высотой 6 м и не помещалась в вертолет. Ее разрезали на три части, на вертолете доставили на эту поляну. Здесь части ее сварили, сделали фундамент, на который установили стелу… Я на вертолете доставлял затем космонавта А.А.Леонова. Он признал, что эта площадка – подлинное место посадки, и указал точку на земле, расположенную в 12 м от титановой стелы, где раньше стояли три сосны, между которыми застрял СА».
Я знал ,что эту площадку очистили от «космических» сосен и других деревьев группа В.С.Беляева с лесорубами, чтобы 22 марта 1965 г. сюда сел вертолет и забрал «Восход-2».
Р.А.Вагин также рассказал мне, что А.А.Леонов, в той поездке, указал ему на поломанные верхушки сосен и елей от соприкосновения с приземляющимся СА.
Мы внимательно рассмотрели деревья, окружающие поляну. Они растут очень густо и высота их достигает 30-35 м. на 40 метровых деревьев сейчас здесь нет. (после вырубок) Прочесав лес вокруг поляны, мы не встретили здесь сосен. Поляну окружают преимущественно ели, есть пихты и немного берез. Лишь одна ель имеет одну сухую верхушку (удар молнии?), других повреждений деревьев сейчас, через 50 лет, после полета, мы не обнаружили. Да и не могли обнаружить – с момента приземления леспрохозами дважды вырубался лес.
Здесь на лесной поляне, мне вспомнился другой разговор, с главой администрации Усольского района Г.П.Шехматовым. Геннадий Петрович рассказал мне следующее. В 1999 г. охотники за цветными металлами (этих варваров так и не нашли) срезали стелу из титана и увезли ее. Долго на «космической»22 поляне не было никого знака. Но в 2011 г. по инициативе Шехматова соорудили нынешнюю стелу. Привезли уже ее на автомобиле, от лесовозной дороги прорубил в лесу 500-метровую просеку, и на этой поляне на сохранившийся фундамент установили новую, гранитную стелу.
…Надвигалась ночь. Уехав в сторону от МП, мы расположились на ночевку в тайге, а на следующий день начали поиски бывшей вертолетной площадки.
Здесь нужно описать этот суровый участок уральской тайги. МП и обнаруженная нами на следующий день бывшая вертолетная площадка расположены северо-западе Усольского района, буквально в нескольких километрах от границы с Коми-Пермяцким автономным округом, у самого истока реки Уролка. Глухая безлюдная тайга простирается на десятки километром вокруг, деревень нет, за три дня экспедиции встретили не более 5 человек. Это были лесорубы.
Лес настолько густой, что пройти по нему пешком практически невозможно – лесная чаща, завалы. Помимо Уролки, здесь текут множество ручьев и мелких речек, расположенных, как правило, в глубоких оврагах. В низинах много заболоченных участков. Тайга разбита на обширные квадраты узкими, 5 метровыми, просеками. Там до сих пор сохранились узкие ветхие бревенчатые мостики, перекинутые через ручьи и гати в заболоченных местах. Но большинство просек ныне густо заросли кустами и молодым подростком.
Однако наш вездеход, подготовленный по классу ТР-3, без труда передвигался по просекам, раздвигая и подминая под себя кусты и тонкие стволы деревьев. Веткорезы, алюминиевые борта, силовой бампер с защитой рулевых тяг и мощный двигатель помогали в этом.
Не приятным сюрпризом стал прокол колеса огромным, не понятно откуда взявшимся, гвоздем. Колесо весившее 60 кг, быстро заменили на запасное и двинулись дальше.
Но самое опасное испытание встретили при переезде через глубокий овраг, где внизу журчала речка. Через нее был перекинут узкий старый мостик из полусгнивших бревен. При переезде внезапно мост разрушился, и провалившийся задними колесами вездеход повис над водой. Осторожно вылезли из накренившегося автомобиля, спилили несколько деревьев, соорудили из бревен новый мостик и сумели таким образом проехать.
Рябчики и тетерева на просеках взлетали прямо перед автомобилем. Было много следов присутствия медведей. Но, к счастью, мы их ни разу не повстречались с ними.
Во время экспедиции погода нас не радовала и была дождливой, облачной, с небольшими прояснениями, когда робко выглядывало солнце. Часто лил затяжной дождь. Было необычно холодно для середины лета: днем 12-14, ночью 6-8С.
В поисках вертолетной площадки мы проехали, пользуясь навигатором, большое число просек. Нашли же ее, как это часто бывает случайно. Двигаясь в очередной раз от МП по лесовозной дороге, свернули на просеку, идущую на юго-восток. По мостику, снова провалились задними колесами на нем, переехали речку Уролку недалеко от ее истока. Просека имела следы старой дороги: колеи от автомобилей, уложенные бревна в топких местах и даже два десятка небольших старых полуразрушенных бетонных плит. Ясно, что по этой просеке раньше проходила временная дорога. Зачем и куда?
Вскоре просека повернула на север, и наш навигатор четко обозначил поляну впереди! Продравшись через кусты, вездеход выехал на поляну неправильно округлой формы, очень ровную, полностью свободную от деревьев и кустов. Диаметр ее был около 150 м (рис.6).
По краям поляны мы обнаружили большое число старых пней, в том числе сосновых, заросли иван-чая, указывавшие на вырубку. Нашли много трелевочных тросов, торчащих из-под земли. На краю поляны обнаружили 3 метровую горку остатков неиспользованного песчано-гравийной смеси.
Обратив внимание, что поляна очень ровная, и трава на ней растет не высокая, мы стали осторожно делать раскопы в разных местах ее. И обнаружили, что то под слоем дерна и поздних наслоений земли на глубине 10=15 см вся площадка выложена бревнами, уложенными плотно один к другому!


Стало ясно: это действительно вертолетная площадка!
Известно, что она сооружалась по приказу маршала С.И.Руденко, начиная с ночи на 20 марта. Работы на ней продолжались в последующие 1,5 сут. По приказу маршала лесорубы и военнослужащие спиливали здесь деревья, укладывая их на утрамбованный снег плотно друг к другу, засыпали неровности площадки песком. Сюда приземлялись 6 вертолетов, задействованных в спасении космонавтов. Здесь они стояли, заправлялись, отсюда совершались рейды к МП, сбрасывая космонавтам одежду, продукты, топоры, пилы, спуская по тросовой лестнице и в корзинке спасателей – Наседкина, Лыгина и других.
Утром 20 марта отсюда, с еще неподготовленной площадки на лыжах ушел на выручку космонавтам и пробирался около 2 км через густой лес спасатель подполковник В.С.Беляев.
Сюда, на вертолетную площадку, 21 марта, проделав за 2 ч на лыжах путь в 5-6 км, пришли (с сопровождающими) космонавты П.И.Беляев и А.А.Леонов. Ясно что им была проложена лыжня не напрямик, через труднопроходимый лес, а в обход по более разряженному лесу.
При внимательном изучении карты Мы выяснили. Действительно, расстояние от МП до вертолетной площадки через просеки (именно по пути, который только что проделал наш вездеход) составляет около 5-6 км. А напрямик через лес от вертолетной площадки до МП всего 2 км. Однако при этом надо без мостов пересечь долину реки Уролка, разделяющее МП вертолетную площадку, и идти по густому лесу, преодолевая подъемы и спуски, обходя обрывы. Вот почему В.С.Беляев, имевший 1-й разряд по лыжам, прошел это расстояние за 5 ч.


Наконец, сообщим о главной находке на вертолетной площадке - П.Митягин в густой траве обнаружил странный предмет оранжевого цвета, необычной для тайги. Из-под наслоений земли он осторожно извлек прямоугольный фрагмент плотного синтетического материала оранжевого цвета размерами 95*10 см и толщиной до 2 мм. Это был типичный фрагмент парашюта СА космического корабля! А ведь известно, что Беляев и Леонов после приземления для утепления обрезали куски парашюта и обвязывались ими поверх одетой мягкой части скафандров. Очевидно перед посадкой в вертолет, космонавты привели себя в порядок, сняв с себя все ненужные уже в цивилизованном мире утепляющие фрагменты, помогшие им выжить в тайге. И один такой фрагмент, 50 лет пролежавший в тайге, был обнаружен нами.
Обратный путь наш вновь пролег через Басим, Усолье и Березники. Вечером 21 июля мы закончили трехдневную экспедицию, уставшие, но счастливые возвратились в Пермь.
Но в сердцах и душах наших осталась память о подвиге космонавтов П.И.Беляева и А.А.Леонова, совершивших драматический полет на «Восход-2» и сумевших выжить в жестоких условиях зимней уральской тайги!


Вторая экспедиция будет. Анонс второй экспедиции. После поездки у нас возникло большое количество споров между членами экспедиции, т.к. то что мы увидели не соответствовало собранным материалам.

28.12.2015 12:32
20459

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!