​МОТОСПЛАВ АЗИЯ – ЕВРОПА 2015

Изображение:
Вид путешествия:
Экспедиции
Категория сложности:
Сложная

Теперь о том, как воплощалась эта авантюрная без преувеличения идея. А авантюрная она потому, что никто до нас таким образом этот маршрут не проходил.

Участники: Иван (Suzuki DR 650 SE – тур. эндуро);

Сергей (Suzuki DR 250 Djebel – хард. эндуро).


Идея данного путешествия зародилась еще в 2013-2014 годах, сейчас уже и не вспомнить точнее.

О старом заброшенном старательском посёлке Сибиревский прииск на берегу реки Велс я знал достаточно давно. Что-то вычитал из рыбацких статей, что-то слышал от егерей заповедника Вишерский. Вся суть имеющейся информации о тех местах сводилось к пониманию того, что дорога к прииску есть через город Ивдель Свердловской области. Дорога достаточно неплохая, примерно около 100 км грунтовки, пролегает она через несколько неглубоких бродов реки Ивдель и затем проходит через отроги Уральского хребта по высотам примерно около 800 метров.

В наших сорви-головах сидела очень непростая, но сильно интересная идея с маршрутом, в котором Сибиревский прииск был лишь частью, - отправной точкой сплава по реке Велс. Кстати сказать, река Велс в настоящее время является восточной границей заповедника Вишерский и информационные стенды на подъезде к реке нам об этом напомнили. Так вот непосредственно о самой идее или нитке маршрута, которую мы предполагали пройти. Так как сами мы из Пермского края и вернуться нам тоже желательно на родину, то маршрут был задуман следующий. Из Перми по трассе через Чусовой, Качканар и Серов вплоть до Ивделя по асфальтовой трассе порядка 650 км. Далее существовала теоретическая возможность по информации из некоторых отчётов туристов сократить дорогу до прииска через медно-цинковый карьер и таким образом оставить в стороне один из основных бродов через реку Ивдель. Возможность эта к сожалению так и осталась теоретической, так как через карьер нас не пропустили ни под каким предлогом, хотя шлагбаум при въезде чисто номинальный и объехать его на мотоцикле можно было не сбавляя скорости. Мы, почему то этого не сделали и долго ждали каких-то непонятных согласований, хотя сразу были предупреждены о полном запрете пропуска через территорию карьера. К слову проехать по территории до выезда на другую сторону надо было всего лишь около трех километров. Минутное дело для мотоцикла. В общем, итогом стали лишние 150-180 км и 3,5 часа потраченного впустую времени. Далее маршрут пролегал привычным образом вновь через город Ивдель к посёлку Полуночное, далее грунтовка в сторону Сибиревского на берег реки Велс. Затем нас ждала самая интересная и непредсказуемая часть маршрута это порядка 75 – 80 километров сплава по Велсу вместе с мотоциклами на 6-местном катамаране до поселка Велс, который находится в стечении двух великих рек Пермского края Вишеры и Велса, а далее возврат домой уже знакомой дорогой через посёлок Вая в сторону Красновишерска и в Пермь.

Теперь о том, как воплощалась эта авантюрная без преувеличения идея. А авантюрная она потому, что никто до нас таким образом этот маршрут не проходил. Нам было прекрасно известно, что на начальном участке сплава в верхнем течении река будет мелководной и катамаран, нагруженный под завязку, придется сильно «уговаривать» на перекатах, но об этом позднее.

Итак, всё начиналось в субботу 6 июня, когда перед выездом с утра зарядил обложной дождь. Хоть это и считается хорошей приметой перед дорогой у множества туристов и путешественников, да и у нас тоже, но для нас как мотоциклистов в данный момент это стало препятствием и задержало выезд. Выдвинулись из Перми примерно в районе 12 часов дня, через какое то время проехали границу «Европа – Азия»


и в итоге к вечеру первого дня доехали до г. Серов Свердловской области. По дороге догнали все дожди, которые с надеждой пережидали утром и поэтому насквозь мокрым пришлось заночевать в придорожной гостинице, где удалось как следует согреться, просушить вещи и даже мотоциклы провели ночь в теплом гараже. Спасибо сотрудникам, которые с пониманием отнеслись к нам.

На следующий день дождь к обеду немного поутих, и мы выдвинулись в сторону г. Ивдель. Добравшись туда, немного полюбовались чистым и аккуратным городом.

На выезде из города на АЗС «Газпромнефть» заправили своих железных коней, купили в магазине продукты, так как далее цивилизация заканчивалась и ни магазинов, ни АЗС на пути не было. Как уже рассказывал, выдвинулись в сторону медно-цинкового карьера, через который проехать не удалось. Дорога туда начиналась не доезжая Ивделя километров 10-12, поэтому нам пришлось вернуться по трассе на юг и свернуть в сторону карьера.

Далее нас ожидал великий «облом», о котором упоминал выше.



внушительные карьерные самосвалы Caterpillar

И вот под вечер второго дня мы снова оказались в Ивделе. Снова дозаправились и выдвинулись в сторону посёлка Полуночное, через который и пролегала основная, но более длинная дорога к реке Велс. По неплохой для мотоциклов грунтовой дороге мы вскоре туда добрались и свернули непосредственно на лесную дорогу в сторону прииска в так называемом местечке «Кедровая». Видимо у местных так называется гора, на который и был этот самый поворот к прииску. Дорога отсюда пошла чуть похуже, но для мотоцикла это была родная стихия. Зайцы, которые вышли под вечер на дорогу, чтобы избавиться от натиска ненасытных клещей, едва успевали убрать свои уши с дороги при приближении наших двухколесных «одностволок».

Так по этой весьма интересной для мотоциклов дороге мы быстро доехали до моста через речку Тошемка. Для более тяжелой техники рядом с мостом есть проезд вброд. Речка тут не широкая и не очень глубокая.



После короткой паузы и осмотра речки продолжили движение, так как день близился к закату, а до намеченной на сегодня точки было еще далеко. Вскоре доехали до первого брода через реку Ивдель. На карте это место называется урочище «Вторая плотина». Остатки былого моста позволяли перейти по нему лишь пешком.

Чуть ниже моста просматривалась дорога, ведущая через реку. Ширина реки в этом месте примерно метров 45-50. Кое где под водой просматриваются крупные камни, но сам брод глубиной чуть выше колена.

Понятно, что своим ходом не замочив ноги, проехать не удастся и было принято решение вместе перекатывать мотоциклы поочередно один за другим. Из обуви у нас к сожалению имелись лишь короткие резиновые сапоги ну и тапочки на случай хорошей погоды. Набирать полные сапоги воды совсем не хотелось, поэтому, закатав штаны выше колена, начали переправу мотоциклов на другой берег. Вода в реке, которая в это время еще вовсю питалась снежниками с гор, была до мозга костей чувствительной)). В общем, эта процедура никакого удовольствия не доставила. Хотя и провернули мы всё достаточно быстро. Оказавшись на противоположном берегу часов где то в 11 вечера решили, что на сегодня хватит и устроились на ночевку тут же на берегу реки. Поспать удалось буквально часа 3-4. Возможно, сказались увиденные с вечера по пути следы медведя и в немалом количестве экскременты, оставленные прямо на дороге.

Спали по старой охотничьей привычке в обнимку с ружьем, отгородившись от леса разведенным с вечера костром. Ночь прошла спокойно и рано утром выдвинулись дальше и буквально тут же проехали мимо отворота, который вёл в сторону того самого медно-цинкового карьера. Далее, разгоняя еще не проснувшихся зайцев, доехали до второго брода через реку Ивдель. Здесь течение реки было более быстрым, просматривался явный уклон реки, и на дне было множество обливных и полуобливных камней.


С мотоциклами поступили по проверенной схеме, но в этот раз брод дался чуть сложнее, так как скользкие камни и давление быстрой воды значительно усложняли процесс. Да и вода тут казалось еще более холодной. Настолько, что даже ноги ниже колен становились практически нечувствительными. И всё же, успешно преодолев брод, немного согрели ноги на берегу и продолжили движение в сторону прииска. Затем на пути был еще один брод (верховья р. Ивдель), но он был самым узким из всех и особых затруднений не вызвал.


После этого дорога начала постепенной забираться в гору, а ближе к вершине угол подъема стал значительно круче, появились крупные камни, ручьи сверху текли прямо по дороге. Честно сказать, после преодоления бродов такая дорога доставляла даже какое-то удовольствие, этакий намёк на мототриал. Но более всего радовало то, что ноги, наконец то, в тепле, колёса вращают дорогу под собой достаточно быстро и расстояние до намеченной точки стремительно сокращается. Вскоре оказались на перевале высотой 785 метров над уровнем моря у пограничного столба «Европа – Азия». Деревянный столбик судя по всему сделан местными немногочисленными жителями (манси) и достаточно давно. На столбе в сторону Европы очень умело вырезан лик европейца, а в Азию соответственно смотрит типичный азиат.



Сделали несколько снимков, осмотрели окрестности. Отсюда окружающие хребты практически не видны, березовое криволесье скрывает все здешние красоты. Чуть дальше, спускаясь вниз с перевала непосредственно к Сибиревскому, открылся великолепный вид на Уральский хребет. На горизонте показался Тулымский камень, восточный склон которого был в значительной степени покрыт снегом, чуть ближе и ниже находился Путтумп, южнее слева показался Мартай, а за ним Караульная сопка и вдалеке, правее Мартая угадывался хребет Чувальский камень.





Прекрасные панорамы горных хребтов никогда не перестают удивлять уже привыкший ко многому глаз туриста. Тем более с восточный стороны родной Уральский хребет наблюдать не доводилось, только с запада и стоя на вершине Чувала и Тулыма сверху. Вновь запечатлев на фото и видео горные пейзажи, накатом двинулись вниз и буквально выкатились на Сибиревский, сэкономив при этом грамм 100 бензина)). Пейзажи на прииске очень явно показывают человеческое отношение к природе… Дело в том, что предприятие Уралалмаз, которое в свое время занималось здесь добычей драгоценных камней и металлов оставило огромное количество переработанной породы, которая горами лежит и до сих пор не покрыта растительностью. Есть несколько водоемов, которые образовались путем заполнения талой водой тех ям, из которых эта самая порода и выбрана. Также стоит пара покосившихся вагончиков-бытовок, в которых обитают изредка приезжающие рыбаки-туристы.

Не задерживаясь по причине отставания по времени, сразу безошибочно определили дорогу к реке Велс, которая представляет собой каменистый пологий спуск и примерно через километр выехали на берег. На противоположном берегу стоят информационные стенды, предупреждающие о запрете въезда на территорию заповедника.

Осмотрев реку, стало понятно, что уровень воды в этом месте крайне мал (на перекате глубина сантиметров 10), хотя течение было достаточно быстрым. Долго не раздумывая, пока погода благоприятствует, начали сборку плав. средства. Так как на мотоциклах реально было привезти только гондолы от катамарана, саму раму предстояло изготовить на месте, чем мы и занялись. Выбрали несколько подходящих молодых березок и ёлочек, спилили, обрубили сучки так, чтобы они затем не повредили заполненные воздухом гондолы. Из более прямых стволов изготовили продольные части рамы, которые непосредственно соприкасаются с гондолами, на поперечины пустили то, что осталось. Съездили за досками на прииск, чтобы ими выстелить часть пола на катамаране для передвижения и размещения рюкзаков. В общем, не спеша через 2,5 – 3 часа катамаран был готов, мотоциклы на нем установлены и закреплены.

Второй день близился к закату, но мы решили испробовать нашу конструкцию на воде так сказать в деле и пройти хотя бы какое-то расстояние, прежде чем встать на ночевку. По причине хорошей загруженности катамарана (два мотоцикла около 300 кг. + рама примерно 100 кг. + мы + рюкзаки) перекаты, которых было великое множество покорялись нам с огромным трудом. Таким образом, измерив голыми ногами первые километров 6 -7 мы ближе к темноте остановились на ночевку на галечной отмели. Замерзли мы в этот раз значительно сильнее всех трех предыдущих бродов, через которые перекатывали мотоциклы, поэтому быстро соорудили хороший костер-нодью, который затем обогревал нас всю ночь.

Итогом первой части сплава стало следующее: очень мелкая как на перекатах, так и в целом на течении река; быстрое и с крутыми поворотами течение реки с явно видимым уклоном; торчащие повсюду обливные и полуобливные камни, среди которых необходимо активно маневрировать; тяжелая масса 6 – местного катамарана, которым управляли мы вдвоем требовала немалых усилий и слаженности гребцов. Конструкция, в которой рама мотоциклов становилась и стяжными ремнями закреплялась за раму катамарана, показала себя хорошо и давала надежду на успешное продолжение и завершение сплава. Ночь пролетела незаметно в приятных надеждах, что завтра воды в реке будет всё больше и больше и ноги мочить уже не придется. Утром сбылся неприятный вариант развития событий, - начался мелкий противный обложной дождь, единственным плюсом которого было лишь возможное повышение уровня воды в реке, но на впечатления и скорость сплава он влиял явно отрицательно. Приходилось чаще останавливаться, разводить костёр, сушиться и греться. Температура в этот день была в районе +6 градусов. Также положительным моментом стало то, что ноги мочить в этот день в реке уже не пришлось, но течение при этом стало еще быстрее и повороты реки после откровенных склонов русла заставили овладеть навыками гребли почти на уровне профессионалов)). Сколько оборотов вокруг своей оси в этот день сделал наш катамаран посчитать достаточно сложно, но раза 3-4 на поворотах реки с быстрейшим течением и уклоном нас как следует припечатывало то к дереву то к береговой скале. В эти адреналиновые моменты на лицах наших прослеживался явный страх за целостность катамарана, устойчивость мотоциклов и вообще за продолжение сплава. Но ко всемучеловек рано или поздно привыкает и приспосабливается и, через некоторое время, в плане «греби – табань» понимание стало интуитивным и все действия стали производиться молча, так как все силы уходили на поддержание оптимальной траектории движения катамарана. Косвенно это позволило на участке маршрута между впадениями рек Посьмак и Чурал в Велс на выходе из очередного поворота стать свидетелем очень редкой и дорогой для нас как охотников картины. На берегу, задом к реке сидел мишка и чего-то там ковырял в прибрежных кустарниках, искал, по-видимому, какие-то корешки, одним словом кормился неспешно. Увидев всё это, я мгновенно вытащил из лежащего рядом кофра фотоаппарат и успел сделать кадров 8 -10 до того момента как мишка обернулся, увидел нас и рявкнув пулей скрылся в лесу.


Продолжили мы сплав после этого с явным воодушевлением и время за обсуждением встречи с мишкой, пролетело незаметно. Вскоре день начал клониться к вечеру, погода всё никак не хотела исправляться… Постепенно по берегам реки стали появляться избушки, по всем признакам местных охотников Манси, но причалить к какой-либо из них было совсем непросто. Быстрое течение и отсутствие галечных отмелей несло нас вниз не жалея наших сил. И вот часам к 7 вечера показалась на правом берегу очередная изба и мы, предприняв все усилия, смогли причалить к берегу.

Стояла изба на впадении реки Чурал и это была явно изба охотников манси (Бахтиярова).

быстрый Чурал впадает и замедляет Велс

Подтверждением тому были стоявшие в прихожей охотничьи лыжи, которые делают именно манси. Знаю это потому, что у самого были именно такие лыжи и делали их как раз Бахтияровы. Сначала осмотрев избу планировали лишь перекусить и обогреться в ней, но после вот уже трех дней в холоде и с явно ощутимым недостатком сна было принято решение здесь заночевать. Катамаран был как следует привязан к дереву на берегу и мы со спокойной душой затопили в избе печь, высушили все мокрые вещи, обогрелись сами, наконец-то приготовили горячее на ужин и затем сытые и довольные провалились в долгожданный сон. Забегая вперед, скажу, что за время сплава это была самая теплая и комфортабельная ночевка. Итогом третьего дня стало в некоторой степени борьба за выживание на реке. Небольшим подарком был увиденный на берегу мишка. А наградой за всё сложности маршрута и погоду эта самая изба, которая нас приютила и обогрела. В этот день пройдено примерно 50 км. по реке.

Утром четвертого дня на ночь поутихший дождь вновь начал выдавать порции мелкой мороси со склонов гор на этот раз еще и с неприятным как позже выяснилось встречным ветром. Ждать было некогда, продолжили движение вниз по реке. Течение после впадения Чурала стало медленнее, появились затяжные участки с медленным течением. Вся эта картина усугублялась мелким дождем и сильными порывами встречного ветра настолько, что наш мотопарсуный катамаран местами вообще останавливался. Прилагая в этот день усилия уже для движения катамарана вперед мы, с одной остановкой преодолели оставшиеся 25 километров до посёлка Велс, который находится в стечении рек Вишеры и Велса и был конечной точкой сплава. Около 4 часов дня пересекли мы широкое течение Вишеры и причалили к берегу, таким образом, благополучно преодолев все трудности и благополучно завершив сплав. Разбор конструкции катамарана занял значительно меньше времени, чем строительство. Пока разбирали катамаран и собирали рюкзаки в обратную дорогу, довелось наблюдать четырех лебедей в стечении Вишеры и Велса. Они как бы на прощание взмахнули крылом и улетели в том направлении, откуда мы только что приехали.

В районе 6 часов вечера начали движение от посёлка Велс в сторону посёлка Вая и вскоре были там теперь уже по твердой земле, по которой за время сплава соскучились и мы и наши мотоциклы. В магазине пополнили запас продуктов, перекусили и в районе 9 вечера выдвинулись в сторону Красновишерска, около 11 вечера были уже там. Дорога от Ваи до Красновишерска (100 км.) по-прежнему среднего состояния грунтовка. На некоторых участках дороги нескончаемый поток лесовозов настолько испортил дорогу, что сами же эти лесовозы, заполненные до верха лесом, стоят в очереди и ожидают, пока полноприводный Урал-лесовоз протащит их через эти непроходимые участки. В районе отворота на Помяненный камень начинается отличная высокая хорошо спрофилированная дамба. На ней установлены дорожные знаки, ограждения, грамотно организованы придорожные канавы и лотки для отвода воды и т.д., не хватает лишь асфальта)). Дамба позволяет держать скорость в районе 100 км/ч и продолжается она до самого Красновишерска, т.е. примерно на 30 – 35 км. дорога уже построена и продолжает двигаться в сторону Ваи. Возможно через год – другой в этих краях будет хорошая трасса, и путешествие к заповедным уголкам Пермского края станет более комфортабельным и быстрым.

Итак, прибыв в Красновишерск, дозаправились на местной АЗС и взяли курс на Пермь. С остановками на отдых и легкий перекус утром следующего дня были дома. Так, благополучно и с огромным багажом эмоций и впечатлений завершился первый в истории мотосплав по реке Велс с двукратным пересечением границы Европы и Азии по сухопутной части маршрута и переходом из Свердловской области в Пермский край по реке.

В совокупности все обстоятельства, включая погодные, дорожные (преодоление бродов), в особенности трудности и реальные опасности во время сплава оставили в памяти непередаваемые ощущения о поездке как о путешествии с каким-то авантюрным, не до конца гарантированным положительным итогом и путешествии переполненном экстримом на каждом его этапе.

Сейчас, детально разбирая каждый этап состоявшегося путешествия, становится понятно, что некоторые из сложностей можно было легко исключить. Например, просто взяв в дорогу болотные сапоги, а не понадеявшись на хорошую погоду, мы с легкостью преодолели все три брода через реку Ивдель по дороге на Сибиревский и ноги при этом были бы в тепле и сухости. То же самое относится и к началу сплава, когда приходилось на босу ногу тащить катамаран по мелководью. Конечно, весь адреналин от основной части сплава мы так или иначе получили бы сполна, ведь повлиять на рельеф и течение реки мы не в силах, но этот самый адреналин и сделал путешествие настолько ярким, запоминающимся и уникальным.

Подводя итоги и делая выводы после каждой поездки, мы, да и все путешественники, наверное, анализируем ошибки, промахи и недостатки, которые в какой-то мере усложнили или смазали впечатление о поездке. Но в данном случае путешествие, прошедшее под девизом «Преодолеть и выжить» не было бы возможно столь насыщенным, если бы весь свалившийся на нас экстрим был только во время самого сплава. Возможно, погода и дорога с первых километров нашей поездки начала готовить нас к непростым условиям, встречая пронизывающим дождем, ледяными бродами и несговорчивыми охранниками на медно-цинковом карьере. Но преодолев всё это с «холодной головой» и продумывая все действия наперед в ограниченных временем условиях, начинаешь больше рассчитывать на свои силы и навыки. Всё это в совокупности неизбежно влечёт нас к новым путешествиям и приключениям уже с учётом опыта и ошибок предыдущих.

Кем-то когда-то была высказана абсолютная правильная мысль о то, что мир – это книга и тот, кто не путешествует, видит лишь одну её страницу! Поэтому путешествуйте и читайте эту книгу под названием планета Земля от корки до корки, это самая интересная и настоящая книга из всех которые даны человеку.

P.S.

Река Велс в настоящее время является заповедной и для нахождения и сплава требуется соответствующее разрешение ФГБУ «Заповедник Вишерский». Нам повезло не встретить никого, в том числе и егерей возможно из за непогоды, возможно по другой причине. Специально для контроля мелководной и порожистой реки Велс заповедник приобрел судно на воздушной подушке, поэтому в случае сплава разрешение на посещение лучше всё же оформить!

Скачать фильм хорошем качестве(1080р) с облака.

26.07.2015 15:07
1548

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!