"Талово-Черепаново" и окрестности

Изображение:
Вид путешествия:
Экспедиции
Категория сложности:
Средняя

Июль холодного 2014г.

Изначально целью нашей экспедиции был выход на Унью. Поскольку на  маршруте  через Черепаново-Усть -Бердыш, многие уже были, а также учитывая, что путь от Талово не изведан и на долгое время совпадает с той трассой, по которой тероновцы движутся к Перевалу Дятлова, было решено двигаться по треку, оставленному квадроциклистами. В состав экспедиции вошли Зил 131 на арочной резине и с кунгом, "котлета" и 4 квадроцикла. По указанному маршруту, как было известно с форума,  за несколько дней до нас двинулись несколько машин, поэтому мы надеялись на встречу и совместные действия по продвижению. 

Выезжаем из Верещагино около 17.00.  Вознесенск,  Зюкайка, где на борт был принят еще один пассажир, Карагай, Кудымкар, Майкор, Пожва, Усолье, Березники, Соликамск,Чердынь. В Чердыни- последняя заправка. На багажник грузим запасы солярки. С экспедиционного багажника в прогал между деревьями открывается  потрясающий вид на Полюд в лучах рассвета. 

Ныроб, смена водителей, движемся в Валай. 

Встреча группы была запланирована у моста через Березовую, где нам было необходимо поменять колеса, перетряхнуть снаряжение и припасы. Погода располагала. Был один из немногих солнечных дней, когда осознаешь, что на дворе все таки лето, а не октябрь -месяц. И это в середине июля! 

Тронулись в путь уже во второй половине дня. Большая часть попутчиков пошла в отрыв, чувствуя свободу, опьяненные духом тайги и "беленькой". 

Перед Перешейком я пересела в кабину. Видя развилок с уходящей куда-то вниз в кусты дорогой, меня посетило чувство сладковатой жути. Про прелести Валайского Перешейка я читала, а теперь мне предстояло увидеть его воочию.  

Дорога эта производит неизгладимое впечатление. Устланная лежневкой из рубленных стволов, с глубокими ямами, с разъезжающимися под колесами мостами, с бродами через Кременную и страшными промоинами в глине , высотой в половину человеческого роста...  Столько труда заключенных было вложено в эту дорогу, когда еще был Союз, работали зоны, и нещадно валился лес. Теперь на месте вырубленных когда-то вековых елок, стоят лишь чахлые деревца, из-которых дома не срубишь... Но было сухо и тепло, мы проскочили Перешеек быстро и без потерь, если не считать потерями сломанные удочки от переворота одного из квадроциклов. "Беленькая"..... По пути гоняли зайцев. Поймать правда не удалось, но зато позитива добавило.

Бужуйский камень нас пропустил.

 

Т-образный перекресток. Начинает смеркаться. Решаем двигаться в брошенную деревню Талово. Нам направо. Дорога терпима, хотя частенько встречаются глубокие поперечные канавы. Квадрики и "котлета" наш тяжеловоз обогнали. У них- своя песня. Пока все идет легко и напоминает увеселительную прогулку. Все ручьи нам удается преодолеть, пару раз приходится лебедиться. Уже в глубокой темноте достигаем берега Колвы у разрушенного моста. Сил нет уже ни на что. Раскидываем спальные места. Какао на ночь, дровишек в печку и спать...

Утро начинается с мерзкого мелкого дождика, проникающего под дождевик. Зато горячий завтрак, горячий кофе со сгущиком, возможность умыться в колвинской воде. 

Пока идут сборы, легкие на подъем уже ловят первого хариуса.

 Вода позволяет преодолеть брод без проблем. Фотосессия на острове, движемся в Талово. 

Поворот в Талово мы проскочили, пришлось вернуться. На некоторое время тормозим всех, пытаясь выскочить из болота, куда сами же сдуру залезли, проигнорировав объезд.  Лебедимся, выдергиваем "котлету", еще чуть-чуть и перед нами открывается вид на покосившиеся черные дома со слепыми окнами. Талово, лично у меня, оставило очень светлое впечатление.  Может быть потому, что оно не совсем брошено. Экскурсия по домам. Хочется сказать большое спасибо тем людям, которые подшаманили там баньку. В единственном более-менее прямо стоящем доме вполне цивилизованно: в бане рыбаками-снегоходчиками врезан стеклопакет, печка с каменкой, тазики, ковшики. В доме стоят кровати, лежат спиральки от комарья и даже есть портрет президента :))). Спустившись к Колве находим ручей и возвышаюшуюся над ним скалу. Вода журчит, навевая философские мысли о красоте нетронутой природы. 

Находим следы машин, выдвинувшихся раньше нас. Идем по следу. Завернув в лес, приходится потратить час-полтора, чтобы позволить нашей большой машине преодолеть крутые повороты меж деревьев. Первые грибы для грядущего ужина. 

Выезжаем на грунтовку. Она идет по лесосеке, поднимаясь на Няризкую возвышенность. По пути пересекаем сначала мост, через который перекинуты трелевы, а затем и брод через Няризь. Вода низкая, переправа проходит без потерь. 

Поднявшись в гору, останавливаемся полюбоваться захватывающим видом на преодоленное нами пространство и полазить по брошенной железной бочке и стоящей на обочине избушке. Дождь прекратился. Воздух леса и предгорья кружит голову. 

На лесосеке поворачиваем налево и идем по просеке. Перед глазами след прошедших недавно машин, пригнутая поросль березок и чавкающая болотина. Через 3-4 км след теряется. Приглядевшись, становится понятно, что машина, шедшая впереди развернулась, чуть не доехав до железной бочки ( резервуар под горючее - дальше нам встретилось еще несколько таких). Пока дожидаемся остальных, удовлетворяем свое любопытство. Бочка внутри оцинкована, но абсолютно пуста. На звук стука палки по бочке нас догоняют квадрики, с вопросом "кто стрелял?". Желание двигаться вперед есть у всех, поэтому начинаем движение дальше. Километров через пяток поросль переходит в настоящий лес, куда мы и углубляемся, ободренные видом распилов под квадроцикл, сделанных правда явно не в этом году. Чем дальше в лес, тем дорога становится тяжелей, тем медленней мы движемся. 

Приходится пилить огромные стволы "баобабы", лежащие поперек дороги, перебираться через валуны огромных размеров и узкие извилистые ручьи, в которых течет удивительно вкусная вода. 

Дождь зарядил опять. Становится тоскливо. Первые поломки техники : в "котлете" сгорает лебедка, у одного из квадриков ломается мост. Судя по навигатору мы идем по треку, однако все чаще следы вообще исчезают. Появляются следы пропила под гусянку, тоже как минимум годичной или еще больше давности. Звук пилы не смолкает. Нам приходится расширять дорогу под ЗИЛ, брать на буксир "котлету", потом решаем ее оставить. Пассажиров в ЗИЛе добавляется.  Нервы у всех на пределе. Смеркается. Первые поломки в людях. Холодно. Сыро. На душе мерзко. Все понимают, что ночевать придется в болоте. Движемся до первой воды. Согласия в том, двигаться ли дальше нет. Решение откладывается до утра. Варим грибницу, благо этого добра набрали по пути, согреваемся чаем, кому надо- чем покрепче. Спать...

Утро принесло с собой солнышко, местами проглядывающее из-за туч. Пока варится завтрак и горячее какао, принимаем решение о том, куда двигаться дальше. 

По навигатору, от начала леса мы прошли за весь вчерашний вечер 4км. До вожделенного ручья, впадающего в Кисунью еще около 5км  и это по прямой, а трек ближе к концу начинает петлять, как заяц. Впереди - неизвестность! Возможно, шли бы мы другой бригадой, мы бы добили это расстояние. Но ограниченное время, уже имеющиеся поломки машин и еще не выветрившееся чувство обиды от вчерашней ругани, заставили нас развернуться, не достигнув поставленной цели. 

Возвращаемся. Становится тепло. Настроение постепенно выравнивается. Местами побуксовав, добираемся до просеки.

 Перекус. Грунтовка. Легкий ремонт, дозаправка, и мудрое решение ночевать в Талово. Ура! Едем туда, по пути подобрав сушину для растопки бани. 

Благодаря хорошей погоде становятся видны Горы! Вроде всего ничего-километров 20... Близок локоть-а не укусишь!

Непрятным сюрпризом становится то, что облюбованное место уже занято-причалили сплавщики, идущие в Дий. Причем расположились вольготно- столы, табуреты из домов повытаскивали. Ну да места всем хватает. Варим ужим, топим баньку, наслаждаемся отдыхом. 

Песней этого вечера, да и вообще всей поездки, стало: " Мы ТАК давно, мы ТАК давно не отдыхали"...Жаль не было с собой ни у кого гитары. 

Баня в Талово, после трех дней в сырости и холоде- это Блаженство! Проваливаемся в сон, еле донеся себя до спальника. 

Утро опять выдалось дождливым. Мужчин мучают нереализованные амбиции от невзятой точки. Время на путешествие еще есть, поэтому решаем попробовать еще один недотоптанный маршрут: пройти от Талово до Черепаново. Сворачиваем лагерь-выдвигаемся. Сначала дорога кажется легкой, лишь местами приходится подпиливать лесины. Шедшие в прошлом году этим путем березниковцы пилили добросовестно,  поэтому ширины дороги для нас хватает. Ехать приходится внимательно, так как местами высоченная трава коварно прикрывает овраги. 

Лебедясь, пересекаем речонку Абмалызгин. Дальше следы постепенно исчезают и мы опять чувствуем себя первопроходцами на атомном ледоколе "Ленин". Навигатор постепенно сходит с ума, просто теряясь в пространстве. 

Выезжаем на берег Колвы.Трава по пояс, как мягкое море, колышется под ветром. 

Слегка сбиваемся с курса, подъезжаем к  речке Малый Сусай. Берег крутой, мост давным давно ушел в небытие, на влажной глине следы медвежьих следов. 

Колва вблизи этого места хоть и мелкая, но дно вязкое. Принимаем решение строить мост. "Беленькая" на исходе. Все включаются в работу. Чистим набранные квадроциклистами белые грибы, пока мужчины торят путь для переправы. 

Как-то быстро становится понятно, что можно обойтись из без моста, если траекторию брода немного усложнить. Лебедимся все по очереди. Проходим брод. 


Еще немного усилий и перед нами встают скалы у брошенной деревни Сусай. Эйфория. Хочется прыгать от радости, что мы достигли открытого места. Лезем на скалы, фотографируемся, предвкушая скорый отдых. 

Однако, въехав в Сусай, застаем пепелище с воткнутыми в него искусственными цветами. Одновременно у всех возникает желание, несмотря на окружающую деревню красоту, поскорей отсюда убраться. Рядом с пепелищем сарай со всякой техникой -мотор от лодки, паяльные лампы, канистры, запчасти. Уезжаем сразу.  

Опять в путь. Пересекаем речку Большой Сусай. Как-то она мне показалась менее безобидной, чем малый.

Опять льет дождь. Уже вечереет. Чувство безысходности от постоянного отсутствия открытого пространства. Лес...лес...лес... 

Все чаще приходится пилить "баобабы", продираясь сквозь узкие места. В работу включаются квадрики. Пускаем один вперед с дровосеком на борту. Первая бригада рубится до полной потери сил, потом сменяется.  Всех посещает мысль о том, что если бы мы так рубились в лесу, то те 5-7км, которые нас развернули в начале, уже давно были бы пройдены. 

Уже глубокой ночью выезжаем на берег реки. Привал. Варим густую грибницу из белых грибов, падаем спать, когда уже светает. Дождь все идет...

Утро такое же хмурое и безрадостное, как прошедшая ночь. Дождь все льет. Движемся в Черепаново. Брод через Колву. Вода стоит невысоко. Дно-мелкая галька. Продираясь сквозь кусты,  в кунге выдавливаем стекло выпирающей веткой. Черепаново. На горе возвышаются 2 креста - голубой деревянный, запомнившийся из телерепортажей, и огромный восьмиконечный  крест во всю гору, высаженный маленькими елочками.

Едем по деревне. На стене одной из изб надпись " Черепаново -новый Афон". У одного из домов останавливаемся, идем на разведку. Ручка двери не поддается. С удивлением понимаем, что это потому, что ее кто-то держит.

После того, как мы заверили жильца, что мы не мародеры, он изникает из недр избенки. В руке кадило, на голове -"валенок" из собственных волос. Однако сапоги на нем вполне модные. Судя по всему это один из оставшихся старообрядцев. ( уже потом, дома, прокрутив репортаж про Черепаново, нашла нашего нового знакомого на осенних фотках-там он выглядел получше:))) ). Делимся продуктами, расспрашиваем про житье-бытье.  Пока подтягиваются отставшие квадроциклисты, идем на экскурсию. 

Вокруг библиотеки растут грибы, из книг - 19 том собраний сочинения В.И. Ленина.  Сараи, мастерские, брошенный генератор...Гнетущее впечатление, если честно.

Поднялись на гору. У елок- свежие медвежьи следы. Пополнили грибной запас. Пока чисили грибы и картошку, поправляли стекло, подъехали остальные.

Двинулись в путь. Лог у Сурьи преодолели без потерь. Даже лебедиться не пришлось. В логу лежит Трумэн-перевертыш. 

Долгий-долгий, как растянутая жвачка подъем в гору... Едем-едем. Жарим в кунге картошку на печке. 

Наконец, приезжаем на берег Колвы у переката. Рыбалка захватывает всех. 

 Хариус свежезасоленный с лимончиком по фирменному рецептику квадроциклиста Михаила... Подобранный в Черепаново трак греет походную баню...

Жизнь кажется сказкой, тем более что нет дождя. Журчит Колва, спится, как нигде...

Утро последнего дня похода. Кто-то вспоминает про работу, кто-то просто уже хочет домой. Сворачиваем лагерь. Выдвигаемся в Петрецово. По дороге пересекаем реку вброд.  Ловим очередного зайца, правда на этот раз охота успешна -лайка Мишка получает себе обед.

В Петрецово висячий мост обвалился, переправиться не удается. 

Едем в Верхнюю Колву. Цивилизация! Отделние сбербанка, почта, магазин, где продают настоящие дыни... И таксофон - возможность связи с домом! 

Дорога до перешейка вполне нормальна, засад никаких нет. Я получила первые навыки езды на квадроцикле. По прежнему льет дождь... 

У отворота на перешеек группа разделяется. "котлета" ушла еще раньше, следом отчаливают все квадры, а мы на нашем тихоходном, но зато теплом и всепроходном "трамвае" едем следом. Глина развязла. Перед нами следы двух уралов, по которым мы и движемся. Местами колеса становятся похожи на круглые глинянные колобки, но мы упорно лезем в горку. Перешеек, эта Адская дорожка, к нам оказалась милостива. Мы проскочили ее часа за 4, ни разу не размотав лебедку и не споткнувшись ни на одном мосту. Уже в сумерках въехали в финишную горку, с которой уже видны огни Валая. Сказать, что это-эйфория, не сказать ничего! 

Забираем колеса из Валая, паркуемся на берегу, спать....

На утро мы переобуваемся, по пути узнаем, что кому-то в Талово везут запчасти, не зная, что это те машины, которые мы пытались догнать в начале путешествия. 

По дороге в цивилизацию в Березниках  на час разминулись с героями "Бродяга-трофи". 

Утро встречает нас уже дома, в Верещагино мы въезжаем около 7 утра. 

В заключение, мне хочется сказать огромное спасибо людям, без которых эта экспедиция бы не состоялась: Водителю Александру Спешкову, его супруге Ольге, бессменному Штурману-трудяге Андрею Карасеву, квадроциклистам Михаилу, Алексею, Анатолию, Артему, Дмитрию и его сыну Антону.  

"В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце." © В.С. Высоцкий

13.08.2014 21:43
3819

2 комментария

16.08.2014 11:57
Отличный отчет! Огромное количество фоток :).

Очень понравился заяц… но он был обречен.
17.08.2014 22:43
Спасибо! Заяц из видео ушел своей дорогой. Был съеден только заяц, пойманный лайкой.