Западный путь к перевалу Дятлова

Изображение:
Вид путешествия:
Экспедиции
Категория сложности:
Средняя
Карта маршрута:
Трек маршрута:
20140212.gpx 311 Кб

С июля 2013 года создан Ивдельский заказник, поставлен шлагбаум и никого не пускают в сторону Отортена, перевала Дятлова и Маньпупунера . Мы подумали: а зачем ехать через Свердловскую область, не попробовать ли пробиться через Пермский край.


Посмотреть первую часть фильма - Поехали

Посмотреть вторую часть фильма - Заброшенная деревня

Посмотреть третью часть фильма - Заброшенная ИТК

Посмотреть четвертую часть фильма - Штурм перевала

Посмотреть пятую часть фильма - Дорога домой

С июля 2013 года создан Ивдельский заказник, поставлен шлагбаум и никого не пускают в сторону Отортена, перевала Дятлова и Маньпупунера . Мы подумали: а зачем ехать через Свердловскую область, когда-то и через Свердловскую область не было дороги и не попробовать ли пробиться через Пермский край. Начали собирать информацию. Проложили маршрут и в путь. Цель путешествия была не столько проложить новую дорогу, сколько увидеть прекраснейшие места северного Урала.

Много минуло времени после первого нашего посещения заповедного и даже в чем-то волшебного края – Верховья Реки Колва. Место достаточно труднодоступное и вследствие чего малопосещаемое. Дорога, на данный момент, что ведет в те места всего одна, да и то назвать это направление дорогой можно с большой натяжкой. Стародавняя полусгнившая гать, овраги и колеи едва не в метр глубиной вот это и есть дорога. Преодолеть ее могут лишь тяжелые вездеходы, гусеничная техника, и специально подготовленные автомобили, да и то не всегда. В старые времена, во время функционирования зон, все обстояло иначе, дорог было несколько, был и хороший зимник. С наступлением упадка исправительных учреждений дорога осталась одна и находится она в плачевном состоянии. По ней и имеется сообщение с последним населенным пунктом – Верхняя Колва. Она еще сыграет в отчете не последнюю роль, но сейчас не про нее.

Подготовка к путешествию на сей раз велась крайне основательно, машина переделана была полностью (отдельная история), но как будто что-то мешало отправиться в путь, то объективные причины, то еще что-то, а наиболее значимым событием в череде неудач было вот что. Приготовив весь шмурдяк к погрузке я решил съездить и заправить машину, и тут случилось не предвиденное (не знаю почему) не проехав и 300 метров на повороте срывает с опор передний мост, обламывает хвостовик, кардан и его обломком разбивает рабочий цилиндр сцепления – занавес. Разматерив всю округу перешел к активной мозговой деятельности – поездка не просто под вопросом, но и под угрозой. Если с карданом и мостом все, более или менее, понятно, то с цилиндром решительно нет. Обзвонили все магазины везде только под заказ – ну не расходник оказывается цилиндр сцепления на крузаке. В итоге выход найден мост просто сняли и поставили от такой же машины (благо их две), кардан также, ну а цилиндр удалось «приколхозить» от КОПЕЙКИ. В итоге день потеряли, но машина бежит бодро, не стучит не бренчит в общем везет.


Долго ли коротко ли преодолев все преграды выехали, как водится в ночь, я и лучший друг (собирались, конечно, многие, но не смогли). Я всегда стараюсь выехать за полночь с тем, чтобы за ночь миновать асфальт и с рассветом встать на грунтовку. Мелькают за окном огни уснувших деревень и поселков, размеренно урчит дизель, без труда ворочая, не маленькие симексы, одометр привычно отсчитывает десятки километров, а приятная музыка не дает уснуть. Время в пути бежит не заметно, а ночная трасса это целый мир интересный и знакомый одновременно, из потока автомобилей, впрочем, довольно умеренного, выделяются фуры, разукрашенные и обвешанные огнями они как океанские лайнеры среди не больших лодочек, проносятся мимо.

Очередная не приятность случилась на выезде из Соликамска, почему-то не выдержала опора экспедиционного багажника, о чем нас известил жуткий грохот на крыше. Пришлось разгружать багажник, переупаковывать машину и укреплять багажник. Дозаправились в старом Русском городе Чердыни, больше заправлять машину не планировали. Рассвет застал нас в Ныробе не большой перерыв, перекус быстрый осмотр достопримечательностей в виде посещения чертога, где томился князь Михаил и снова в путь. Здесь заканчивается асфальт. Приспустили колеса до 1 атм, чтобы меньше трясло и понеслись (громко сказано) километров 30 в час, грунтовка яма на яме. Проехали Валай, не увидев никого. А вот и перешеек, нет не так ПЕРЕШЕЕК – всего 40 км, но какие это 40 км, и вспоминать о нем нужно обязательно с содроганием и матюгами. В 2010 году на другой машине пробирался по нему не много, не мало 18 часов + вышел из строя топливный насос. Слава богу, сегодня, мы совсем на другом автомобиле, и дождя давно не было.

Пролетели жуткий отрезок всего за 8 часов (можно было и быстрее, но уж очень трясет).

Из предыстории, за неделю до нас в том же направлении, уехали наши друзья, а 4 дня назад позвонили по спутнику и просили довезти продукты, что-то у них не срослось. А у нас задержка уже на сутки от контрольного времени из-за переднего моста, вот и торопимся. Условились встретиться с друзьями в нежилой д.Талово. Договорились, что ждать меня он будут не более 3 суток от контрольного времени.

Перешеек заканчивается т-образным перекрестком - на лево Верхняя Колва, а на право нежилая деревня Талово, и нам нужно на право. Дорога относительно не плохая грунтовка с поперечными канавами, которые промыли весенние ручейки в общем ничего сложного.

Однако мы рано обрадовались думая, что сегодня доберемся до деревни. Жуткий хруст и заклинивший задний мост испортил на корню все хорошее настроение. Машина вообще отказалась хоть как – то двигаться. Сняли задний кардан и кое как на переднем мосту оттащили машину с дороги.

Сил ни физических, ни эмоциональных для победы над поломкой уже нет. Молча ставим лагерь, жарим мясо, пьем вискарь и очень сетуем, что не было времени для того чтобы хоть как-то протестировать автомобиль перед поездкой. С тяжелыми думами отправляемся спать, как не крути, а подвели мы друзей с продуктами и вообще, не ясно сможем ли мы продолжить путь. Утро следующего дня встретило солнышком и практически летним теплом, хотя всю ночь приходилось топить печку. Завтрак. Приступили к ревизии моста.

скрытие показало – ха гриб, всего лишь гриб. Вот только сломался не обычно, лопнула не ось, а тарелка, и отломками полностью заклинило полуось. Вот это и ввело в заблуждение, ни разу до этого не заклинивало, у меня мост. Запасной гриб есть и даже не одини ремонт проходит уже в приподнятом настроении - разобрать, помыть, поменять всего лишь дело техники. И снова в путь. На исходе 3 его дня из 3 отпущенных контрольных дней, преодолев эпическую кучу поперечных канав, бродик через р. Колва (всего до бампера), прибываем в д. Талово. Время к полуночи, темно, а вот и знакомый Дефендер– Друзья здесь. Все выбежали из дома, услышав работу машины. Ждут давно. Закатили пир горой на половину ночи.

Познакомились с прекрасным человеком - Виктором Григорьевичем. Огромного ума человек, философ, отличный собеседник. Как хорошо быть в кругу друзей.

Утро следующего дня, здесь расходятся наши пути, ребята едут домой, ну а нам дальше на восток в сторону Главного Уральского Хребта. Однако торопиться уже не куда и есть время осмотреть деревеньку и находящуюся неподалеку заброшенную ИТК. Деревня со времени нашего последнего посещения немного изменилась в худшую сторону. У одних домов провалились крыши, у части других потихоньку выпиливаются стенки – на дрова. Однако деревенька не производит угнетающего впечатления, за несколькими домами приглядывают, изредка бывающие здесь рыбаки и охотники. А чарующий вид на Тулымский камень, Колва и впадающий в нее ручеек, бегущий прямо через деревню, создают веселую и живую атмосферу. Невольно начинаешь понимать отшельников и монахов, что живут в уединении в самых живописных и вместе с тем самых труднодоступных местах.

Бегло осмотрев один из старейших населенных пунктов земли Пермской, и вдоволь нафотографировавшись отправляемся дальше.

Нас ждет заброшенная ИТК. И как бонус мелкий ремонт – стала подклинивать педаль газа в крайнем нижнем положении (ужасная бяка). До ИТК не далеко всего около десятка километров и к обеду мы уже там. Состояние зоны ужасно, большинство строений разрушено или сильно повреждено есть сгоревшие (причем совсем недавно).

Гнетущая тишина даже птиц не слышно. Мрачность места еще более заметна на фоне ясного, теплого дня. И ощущение какого-то не приятного взгляда в спину не дает расслабиться. Повсюду свежие следы пребывания людей (скорлупа недавно почищенных яиц и др …)Чуть позже нашли свежие следы медведя – видимо хозяин тайги наблюдал за нами. Долго ходим, осматриваемся, наконец, нашли агрегатную, в подсобном помещении которой, среди множества наваленных болтов, гаек и прочего хлама была найдена искомая пружина для педали газа. Среди обветшалых зданий, возвышаясь над ними, стоит покосившаяся водонапорная башня, держится на честном слове, но продолжает противостоять стихиям и времени. Подняться на верх не представляется возможным поли лестницы давно прогнили и обвалились. Внутри слышны скрипы, так вздыхают старики, да сама башня напоминает сгорбленного старого деда – ворчливого и неразговорчивого. На этом решаем закончить осмотр «достопримечательностей» ведь время близится, к вечеру надо найти стоянку и разбить лагерь. Немного поплутали по окрестностям, заехали в карьер, с отвалов, которого еще раз полюбовались Тулымским камнем (где-то там истоки красавицы Вишеры) и спустились к реке Няризь на нашу старую стоянку. С удовольствием отметили, что люди здесь бывают, аккуратно лежат заготовленные дрова, сложен очаг. Помню, как в первую мою экспедицию под дождем искали место для лагеря и среди непролазного леса вперемешку с топями нашли крошечную полянку прямо на берегу речки на месте давно заросшей дороги, как расчистили ее и притащили с зоны несколько стульев. А уезжая, оставили не большую поленницу дров. Приятно, когда кто-то пользуется этим, не пакостит, и заботится о следующих путешественниках, остановившихся на стоянке. Ведь может случиться так – человек добрался до места поздно ночью - промок, устал, замерз (или болен), а здесь уже все есть – только развести огонь. А уж он согреет и накормит и даст отдохнуть.

Нет ничего лучше, чем развалиться в кресле перед костром с бокалом коньяка и вести, неспешную, беседу с лучшим другом. Единственное, чем не порадовало нас это полное отсутствие клева, если раньше рыба буквально бросалась на крючок, то за эту поездку мы не поймали ничего и даже не видели ни одной поклевки. Как позже нам объяснили, вся рыба ушла в верховья и связано это с сильным падением уровня воды в реках. Ну не будем о грустном, ведь нас ждут горы и новые впечатления.

Утро следующего дня, настроение приподнятое. Быстро завтракаем и сворачиваем лагерь. Вновь урчит могучий дизель, а зубастая резина легко вгрызается в податливый грунт. Мост через Няризь – одно название, прогнил и шатается, и мы легко штурмуем реку в брод. Быстрый рывок до конца отсыпанной грунтовки и вот перед нами старая, заросшая просека, уходящая куда-то в сторону уральских гор. Дома, изучая, карты и спутниковые снимки решили, что это единственный маршрут который в принципе преодолим. Ну а дальше река и горы.

Скорость сразу стала черепашьей. Ямы, кочки, ручейки, болотца, объезд. Ямы, кочки, ручейки, болотца, объезд. Вот так и продвигались. И тут пришла беда, откуда не ждали. В маленьком болотце с пнями и камнями машина, вдруг, резко сползает влево и накреняется – не выдержала ступица левого заднего колеса. Все приехали. Новой ступицы нет. Глубокое разочарование нет, не так ГЛУБОЧАЙШЕЕ РАЗОЧАРОВАНЕ, других эмоций просто не было. Не добрались всего каких-то 50-60 км. Хочешь, не хочешь, а нужно разворачиваться в сторону дома. Подняли машину, кое-как закрепили колесо двумя оставшимися шпильками и потихоньку полегоньку направились, нет, поползли в обратную сторону. Остаток светового дня добирались до Колвы. Постоянно подтягивая шпильки. На реке встретили сплавщиков, удивление было взаимным ни мы ни они не ожидали встреть здесь людей. Один из начальников, пожалуй самого крупного предприятия г.Перми пригласил своих друзей из разных городов. Они задали очень интересный и в тоже время странный вопрос: «Ребята, а Вы имеете какое-то отношение к народной песне». Далее произошел взаимо-Рюмо-обмен коньячными жидкостями. Душевно общались, один из новых знакомых принес гитару, но дело было к вечеру и всем нужно было ехать(плыть) и устраиваться на ночлег. Среди них была девушка. Девушка смотрела на нас грустными глазами и ничего не говорила. Как оказалось, она француженка и не понимала русский язык.

На ночлег остановились чуть выше разрушенного моста. Сопровождаемые, не хорошими предчувствиями долго обсуждали, что делать дальше. Решено едем, сколько едется, а дальше видно будет. Утро очень прохладное все вокруг покрыто пушистым инеем, старица и лужи замерзли, а промерзшая грязь без труда держит груженую машину. Лес вокруг «горит» всеми цветами радуги – благодать. А мы потихоньку направляемся домой. Как и предполагалось шпильки издохли километров через 20. Стоим, загораем любуемся природой. Приняли решение: снять с каждой ступицы по 1 шпильке. Провалившиеся шпильки пришлось спиливать болгаркой. Теперь надо еще 2 шпильки, взять не откуда. Здесь случилось невероятное, вдруг на дороге появился Андрей Паршаков за рулем УАЗ патриот(из Верхней Колвы) . Остановился и, о чудо, у него, совершенно случайно, оказались две шпильки именно для нашей ступицы. Спасибо ему огромное.

Заканчиваем с ремонтом и домой. В семь утра мы были дома. Оставшийся путь преодолели без препятствий, лишь пару раз останавливали гаишники.

Мы учли многие свои ошибки и на будущий год вновь повторим попытку.

Скачать полную версию фильма

Скачать короткую версию фильма

01.06.2014 10:15
4354

17 комментариев

10.09.2014 16:16
Почитав отчет… возникает вопрос " дорога " Есть....? в сторону горы Халат-Сяхыл ??
11.09.2014 20:34
Направление…
sw
10.09.2014 22:45
Здравствуйте :-) Собираюсь прокатиться на север, но с нашей стороны хребта уже был почти везде. Интересен ваш вариант:-) я так догадываюсь, что до талово дорога есть и вполне проходима стандартно подготовленным авто. А вот как там дальше обстоят дела и как планировали выйти на перевал.? Очень жду ответа тут или на почту sw199@rambler.ru
11.09.2014 20:13
У Вас какое авто? Скоро будет отчет о нашей поездке — Недавно вернулись. Стандартный УАЗ пару недель назад шел «перешеек» это от Валая до перекрестка (на В.Колву и к д.Талово) шел два дня. расстояние 48 км. Мы на нашей машине с остановками на чай щли 3ч 50 мин, Дефендер подготовленный коротыш за 3 часа. Дороги нет. Ребята сейчас рубятся.
12.09.2014 00:22
Наше авто это Нивы средней подготовки… Видео отчет прошу посмотреть Маньпупунер на Нивах 2012г
sw
12.09.2014 08:24
Да' у нас стандартно подготовленные нивы' 30 колеса, понижайки, блокировки, лебедки, шноркеля и т д и т п :-) на этих машинках мы обкатали весь северный урал и не только. Поэтомы интересует качество дорог до Талово/хотя уже почти представляю/ и что нас может ожидать дальше?)))) Каким маршрутом планировалось дальнейшее движение и были ли вы там раньше. А еще на восточном склоне хрепта реки поднялись на метр, полтора,. Но есть информация', что на западном склоне реки поднялись чуть меньше. Что можете рассказать по этому поводу? Спасибо что отвечаете :-)
12.09.2014 10:13
Мне понравилось как ответил Зедияров Александр (Ижевский оффроад клуб) на подобный вопрос — «Там нет дорог для Патриота на 32 резине»…
тяжело будет, причем есть реальная опасность там прилипнуть. остальное позже отвечу.
sw
12.09.2014 13:00
возможности патриота на стандартной и не очень резине я знаю. Имею опыт подготовки.поездок и организацию соревнований для таких машин. Поэтому этот авто для меня не авторитет. Очень прошу подробности о дороге(направлении) и реально ли пересечь реки в данный момент и достичь перевала. Я готов пробовать если есть шанс достичь цели. хочу конкретики… пожалуйста ))))))))))
14.09.2014 16:20
когда планируете ехать? хочу понять как срочно мне написать отчет о поездке этого года…
sw
14.09.2014 23:32
В среду :-) но специально под нас ночами не спать не надо. Просто поделись ключевыми моментами :-)
15.09.2014 14:30
sw и sannek96 отписал Вам на электронку информацию. Удачи.
sw
15.09.2014 23:56
Спасибо.будем изучать
27.11.2016 02:17
Добрый день. Подскажите пожалуйста,
«С июля 2013 года создан Ивдельский заказник, поставлен шлагбаум и никого не пускают в сторону Отортена, перевала Дятлова и Маньпупунера» — это касается только автомобилей? Видел отчеты квадриков на 2015 и 2016 годы, да и новости о забросках на авто гуглятся. Планируем в 2017 на хардэндуро, запас горючего ограничен, поэтому хотели изначально договориться с кем-нибудь из внедорожников закинуть нам пару канистр до Дятлова, чтобы уж точно быть уверенными, что вернемся с Пупов :)

Насколько актуальна информация о шлагбауме к Дятлову, не в курсе?

Спасибо!
07.12.2016 11:30
на пупы Вас точно не пустят без путевки, все путевки скупленны монополистом ООО «Северный урал», или както то через знакомых доставать путевки.

На базе Ильича стоит камаз, но невсегда. проверяют документы, выписывают штрафы, Ю но в принципе проехать можно…
07.12.2016 15:06
о как интересно! Спасибо за информацию. Но в сети встречал и другие мнения, буду дальше спрашивать. Удачных поездок!
07.12.2016 18:46
Да, все закрыто. :(