Правители Древней Руси .

Изображение:
Вид путешествия:
.
Категория сложности:
.

И так, начнем с Рюрика. Знаете на кого он похож?

Увидел в сети снимки с выставки где показывался " Царский титулярник" 1672 года . И решил немного проанализировать . К сожалению в сети изображений из этой книги не так много , почти нет , а тут такой случай подвернулся . Если кто даст ссылку на всю книгу , буду очень признателен . И так .
Начнем с Рюрика .

Знаете на кого он похож ? На воина из моих исследований о Лицевом своде . Там тоже у всех воинов бритое лицо . В отличии от остальных граждан и в особенности князей с царями . Обратите внимание на доспехи . Это конкретные доспехи с очень интересным покроем . Специалист смог бы по ним очень точно определить временной период . Но даже я навскидку могу сказать , это средневековье как минимум . Опять же очень интересный шлем . Очень сложный в изготовлении , вон сколько там гравировок . Усы , специально отращиваемые и подстригаемые по определенной моде . В руках у Рюрика почему то маленький молоточек . И это тоже что то символизирует .Но явно не царское или княжеское звание . Под шлемом , такое чувство , парик или специальный подшлемник .
В общем лицо , оружие , инструмент , кольчуга , усы и прочее говорит нам, что это средневековый западноевропейский военачальник .Хотя кто его знает , может так тогда и русские воины выглядели . Точнее их начальники . Но портрет точно нарисован в средние века .
Обратите внимание на орнамент вокруг портрета . Не исключено а скорее так и есть , он тоже что то символизировал . Вплоть до конкретных слов и предложений . Я уже писал тут пост об иероглифах , так там Татищев прямо говорит , что они были на Руси и назывались образами .
Идем дальше

Слева – Игорь Рюрикович, справа – Святослав Игоревич . Портрет Игоря во многом похож на изображения Рюрика . Такой же воинский начальник . Но он уже ясно держит в руках свои регалии а именно мечь и копье .По мечу специалист тоже может определить временной период .
А вот Святослав уже гражданский человек . Причем имеет конкретное звание , должность . Корона определенного вида . Палка в руках определенной конфигурации , Опять же повторюсь , каждая деталь одежды что то символизирует и о чем то говорит .Просто мы уже не в курсе . И опять же этот портрет больше походит на средневековые западные изображения вельмож того времени .
Об орнаменте вокруг портретов . Он разный . Разные цветы , в разной конфигурации . Жалко, мы , скорее всего , так и не узнаем , что все это значило .
А вот дальше уже пошли совсем другие люди и рисунки , более примитивные .

Владимир Святославич, он же «Красно Солнышко» Орнамент вокруг портрета уже изменился . Простая. относительно конечно , одежда . Никаких регалий . Правда есть корона . Но она какая не "русская" .Хотя черт его конечно знает . Но уж точно она как то не очень соответствует одежде и отсутствию регалий .
Вообще абсолютно другой стиль у этого рисунка . Выше это был нормальный такой средневековый западноевропейский портрет . Коих много можно видеть . Тут же более примитивные манера рисования . Титул и имя не внизу а над головой . Даже, по моему, написаны в другом шрифте . Окладистая борода . О ней я тут недавно упоминал в посте Русская правда .В древней Руси к ней относились очень щепетильно . За отрубленный палец, например, человек платил 3 гривны а за поврежденную бороду обязан был отдать ее хозяину целых 12 . Ну и общая кудрявость . Она будет чуть ли не у всех Великих князей ,что мы увидим ниже . То ли на самом деле они все были такие тогда , то ли так было просто модно изображать на портретах .

Ярослав Владимирович, он же «Мудрый. А чего же он с непокрытой головой то ? Как простой мужик . Шапку раньше не просто так носили . Она была показателем достатка и очень о многом говорила . Да собственно вся одежды сразу говорила о человека , кто он , какого рода , племени , достатка , социального положение . Это сейчас у нас олигархи в тех же джинсах ходят , что и мы с вами . По крайней мере по фотографиям так и не отличишь . А тогда все было по другому .

Владимир Мономах . У этого хоть шапка появилась . Но я бы лично постеснялся в ней выходить . Не царского она вида . Больно уж примитивная . И уж точно не тянет на "шапку Мономаха".

Сын Мономаха Юрий Долгорукий. И опять без шапки , да еще с босым лицом . Может он конечно юным умер , но по истории дожил до 60 лет . Ну бумага все стерпит .

Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо» .И опять без шапки . Какие то бедные у нас тогда Великие князья были . Хотя не исключено , что все это свидетельствует о низком звании людей , изображенных на портретах .

Александр Невский.А вот это уже другая манера рисунка . Точнее уровень художника . Он хоть и пытался копировать стилистику предыдущих портретов но явно на порядок лучше их умел рисовать .

Даниил Александрович – младший сын Александра Невского и Иван Данилович Калита .Такое чувство , что это братья . Но кудрявость конечно зашкаливает . Опять изменилась манера портрета . Теперь персонажи смотрят нам в глаза . Да и сами глаза у них какие то ну очень большие .

Дмитрий Донской.Обратите внимание , этот портрет похож по манере на портрет Александра Невского . Лицо вроде бы повернуто чуть в профиль , но глаза смотрят на нас а не куда то вдаль , как на портретах выше , портрета Александра .

А вот тут уже пошли настоящие цари .

Иван Грозный . Обратите внимание как резко изменился орнамент вокруг портрета . Каким он стал богатым . Опять же по одежде видно , что это настоящий царь . Палка в руках , похожая на ту , что мы видели на портрете Святослава Игоревича . И глаза смотрят на нас .

Но вот само лицо написано с большим количеством деталей и более выразительно , чем лица последующих царе .

Царь Федор Иоаннович. Опять орнамент резко изменился . Но вот все остальное осталось прежнее , особенно одежда . Хотя рисунок на ней другой как и цвет . Опять же это что то значило . Обычно царские регалии остаются неизменными , как тот же скипетр . А тут видно эта часть одежды говорила о конкретном человеке и вполне конкретные вещи . Только нам этого текста уже не понять .

Царевич Дмитрий. Смотрите как резко это изображение не похоже на портреты царей . Это больше походит на потрет Владимира Святославовича " Красно солнышко".Похожая одежда , корона . Которая в свою очередь примитивный вариант короны Святослава Игоревича , показанный в самом начале . Как кстати и одежда . И все остальное . Опять примитивный орнамент . Это вот портрет не из этого века . Ну явно . Что интересно значат вот этот крест и определенным образом сложенные пальцы правой руки ?

А вот дальше все опять приходит на привычные рельсы :

Борис Годунов . И опять свой особый рисунок на накидке и на орнаменте .

Василий Шуйский .Вот тут опять появились "решеточки" , сверху , снизу , справа и слева . Которые были у Ивана Грозного , но отсутствовали у других царей . Опять ведь не просто так их рисовали .

Ну и в конце Михаил Федорович . Уже с державой . Но без "решеток". По манере этот портрет похож на первый три портрета из этого поста . Тоже взгляд куда то налево , вдаль .Усы характерной формы . Да и вообще есть какое то общее сходство если не в чертах , то хотя бы в манере рисунка .

А теперь самое главное . Все это было нарисовано на раньше второй половины 18 века . В 17 веке у князей в принципе не было прозвищ , типа Донской или Невский . Это уже потом придумали . Скорее всего взяли все старинные портреты , что были на тот момент и начали творить историю . Получилось кривовато . Кое кого нарисовали просто с нуля . Но Рюрик. скорее всего, все таки настоящий . Просто он жил не в то время , куда его потом запихнули .
Если бы это делали в 17 веке то всех бы нарисовали в единой манере , и в похожей одежде . Как цари в конце . Они то скорее всего настоящие . Особенно последний . Видите, кстати, полустертую надпись справа , за его плечом ? Это говорит о том , что взяли старинный портрет и впечатали его в новую рамку . А не рисовали с нуля . Об этом же свидетельствует его одежда с короной . Ну и задний фон . Тут явно высокий уровень полиграфии . Скорее всего даже 19 века . В 18 такого еще не умели .
И конечно тут не початый край работы для узких специалистов по рисунку , одежде , кольчугам и прочим мелким деталям . Нужна обширнейшая комплексная экспертиза того , что осталось . Ой только боюсь это будет уже не при нашей с вами жизни . Потому , что после такой вот экспертизы придется очень сильно историю переписывать .

Благодарю Пелипейко Татьяну , из поста которой я и взял эти фотографии .

UPD: Подсказали на что похож портрет Рюрика . На портрет Петра Первого , нарисованный Готфридом Кнеллером во время пребывания Петра в Англии .

01.06.2014 08:33
2484

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!