Колва

Изображение:
Вид путешествия:
Экспедиции
Категория сложности:
Средняя
Трек маршрута:

Многие путешественники долгие годы стремятся попасть в этот край.


Что такое Колва? Колва это приток Вишеры. Что такого в притоке Вишеры. Ведь сама Вишера на много привлекательней. Так или почти так начинался мой разговор с другом, когда мы обсуждали вопрос о том, куда съездить летом. К этому времени уже были намечены несколько точек на карте Пермского края. Тогда я еще не знал, о чем спорю. Да я не однократно бывал на Вишере и Березовой и, не понаслышке, знал о красоте и изобилии тех мест, которые по праву считаются одними из красивейших мест на планете.
Однако знания мои о Колве были удручающе малы. И я получил хороший урок – не надо спорить о том, о чем не знаешь. Хотя по живописности эти места действительно несколько уступают Вишере или Березовой, но их очаровательная трогательность, неожиданность возможных встреч и щедрое изобилие заставляют проникнуться глубоким чувством к северному Уралу.
Многие путешественники долгие годы стремятся попасть в этот край, но труднодоступность местности накладывает свой вердикт – далеко не всем это дано. Хотя если есть желание можно все.
Начну по порядку, мы решили отправиться в это путешествие в середине августа. К этому времени уже нет докучающей мошкары, да и отпуска у всех в августе. Привели в порядок машины – ну в общем т/о, после летних покатушек. Отъезд наметили на 18-е число, однако смогли отправиться на неделю раньше. Крайней точкой путешествия наметили брошенную деревню Талово, но если повезет добраться до деревни Дий, а дальше, если верить картам, жилья больше нет, и не было. Кстати, многие узнав о наших планах на поездку, просились с нами, но ведь машины не резиновые и окончательный состав оказался – восемь человек. На этот раз собирались долго и основательно, ведь едем в места, где помощи ждать будет не откуда. Но вот все трижды проверено и перепроверено, сложено, упаковано и погружено осталось вздремнуть и присесть на дорожку. Выдвигаемся, как обычно, в полночь.
Стоило нам запустить двигатели, как в душе появилось радостное предвкушение приключений, какими наполнено любое путешествие. Едем на двух машинах – УАЗ и Дефендер обе машины подготовлены для трофи – рейдов они наши верные помощники во всех поездках. Эти автомобили заметны в любом потоке автомобилей и на них не, так-то, просто передвигаться по оживленным улицам города, но стоит им оказаться в своей стихии – на бездорожье вдали от городской суеты – здесь им нет равных.
Ну, вот одометр привычно отсчитывает десятки километров, давно угомонились разговоры в салоне (со мной едут любимая, два брата и друг) и даже рев прямоточного глушителя не в силах разбудить крепко уснувших ребят в машине. Не доезжая развилки Чердынь – Красновишерск появился резкий запах гари, а затем и багровые сполохи, разрывающие ночную тьму – бужу всех полюбоваться на зловещее зрелище подошедшего вплотную к дороге лесного пожара.
Перед выездом внимательно изучали сводку о пожарах – были противоречивые данные, ставившие под угрозу наши планы, но все обошлось.
Рассвет застал нас в Ныробе, где заканчивается асфальтовая дорога и есть последняя заправка. Заполняем все канистры и баки — до полного (несколько смутил вид заправщицы очевидно впервые видящую пятитысячную купюру). Все, дальше мы сами по себе.
Легкий перекус на мосту реки Березовая. Через два километра нам сворачивать с хорошей грунтовки на так называемый местными перешеек. Перешеек — это самый тяжелый участок пути – 40 км гати (видимо застеленной еще при царе Горохе) и изрезанной глубокими колеями в болотистом и глинистом грунте. Скорость сразу снизилась до скорости раненой во все четыре ноги черепахи (и это в очень засушливый год). Ужасная гать с выбитыми бревнами создавала немыслимую тряску, а где гати не было, не давали покоя колеи глубиной – по пояс (они не приступны для не подготовленной машины).

Однако в этом есть большой плюс — труднодоступность местности не позволяет загадить его, в прямом смысле этого слова так называемым любителям отдыха на природе (взгляните, во что превратилась Чусовая за последние годы).

Но все когда нибудь заканчивается, закончился и перешеек. Все устали, вымотались и даже экспедиционники выглядели уставшими. Тряска была такой, что от вибрации ослабло крепление топливного насоса на УАЗе и стало гнать масло – мелкий ремонт на дороге и вот мы снова в пути (отдельное спасибо водителю шишиги, который безвозмездно поделился маслом с нами). Кстати, шишига — это один из немногих видов транспорта, который встречается в здешних местах. Дорога опять превратилась в не плохую грунтовку по которой можно достаточно быстро ехать не опасаясь получить сотрясение мозга. Некоторое время назад существовала зона – поселение Талово вот и была не плохая дорога. Однако за то время, пока дорогу не ремонтировали (после ликвидации ИТК) лесные ручейки, с упорствам хомяков, точили ее в поперечном направлении образовывая очень глубокие канавы глубиной, временами, больше двух метров.

Зазевавшись чуть — было не перевернулся на одной из таких. Штурм этих канав тоже достаточно не приятная процедура – сначала машина становится практически бампером вниз, грозя намертво встать, зацепившись мощной защитой, затем ты видишь только синее небо, а машина встает на выходе, на дыбы едва не опрокидываясь назад себя. Окончательно выдохся я на мосту через реку Вижай (кстати, мост это очень громко сказано). Здесь решено было заночевать. Все занялись делами, кто направился с удочкой на реку, кто принялся за разбивку лагеря. На этой стоянке был пойман первый хариус, в речушке которую можно, без проблем перепрыгнуть.


Традиционные 50 грамм под малосольного хариуса и спать. Давно я не спал так крепко. Утром ребята рассказали, что ночью подъезжал «головастик» с пермяками они, как и мы ехали на Колву, но без обозначенной точки на карте.
Проснулись все довольно рано быстрый завтрак, спешные сборы, чему немало способствовало огромное количество ос, которые атаковали нас – никто не ушел не покусанным. Видимо в старом мосту, выполненном из бревен, эти осы и гнездились, а мы своим присутствием видимо вызвали подозрение, как захватчики вот осы и обороняли территорию как могли.
Но вот мы опять в пути и через н-ное количество, уже порядком опостылевших поперечных канав мы, наконец, добрались до моста через Колву. Моста, как обычно на месте не оказалось из воды торчали только жалкие остатки опорных конструкций.

Стоим и любуемся не долго, нам надо догнать ребят, которые накануне решили продолжать путь. Брод оказался мелким – едва по фары штурмуем его без проблем. После брода сразу решили заехать в брошенную деревню – Талово. Да, дорога достаточно сложная несколько раз всему экипажу приходилось виснуть то на правом то на левом борту вездехода, чтобы избежать опрокидывания.

Расступилась уральская тайга и перед нашими изумленными взорами предстал один из живописнейших видов, каких я только видел. Мы оказались на пригорке, перед нами раскинулась обширная поляна, занимающая практически весь восточный его склон, перед нами море тайги, а дальше возвышалась громада Тулымского камня.

Укутанный дымкой, весь покрытый снежниками он действительно господствует над здешними местами. Долго смотрим, любуемся, забравшись, кто куда. Да только ради этого стоило забираться в такую даль. Спускаемся к деревне, не смотря на то, что деревня брошена уже достаточно давно она, почему-то, не производит удручающего впечатления. Деревня — периодически обитаемая, в нескольких домах останавливаются туристы, рыбаки, охотники.

Зашли в один из таких домов, видимо перед нами в нем жили, не побоюсь слова – свиньи, мало того, что загадили, так еще запах перегара и разлитого, где попало пива, просто валил с ног. Не приятно, тем более, что достоверно известно – есть люди, которые пытаются сохранить хотя- бы часть этой деревни для людей. Обращаюсь ко всем читающим — НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК, НЕ ТЫ ЭТО ПОСТРОИЛ И НЕТОЛЬКО ТЫ ОДИН ПОЛЬЗУЕШСЯ ЭТИМ, ТЕМ БОЛЕЕ В ТАКИХ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТАХ. Расскажу случай из прошлого – мое личное зимовье, доставшееся мне, еще от деда — сожгли подобные мерзавцы, и им очень повезло, что я их просто не застал. В целом же деревенька очень уютная расположилась в очень живописном местечке, а вид просто поражает воображение. Пытались половить рыбу, но видимо настроение было не тем, и рыба категорически отказалась ловиться. Вторая часть экипажа в Талово еще не была – видимо ночью сразу проскочили до ИТК. Спустившись к реке обнаружили знакомую шишигу, пообщались, водитель подробно описал дорогу до Дия и по здравому рассуждению решили – в одиночку не соваться (в последствии оказалось зря пугал, за несколько дней до нас, туда с трудом, но все – таки пробились ребята из Ижевска, они поправили дорогу). Решили перебраться на реку Няризь и попутно побывать в брошенном ИТК. Выбирались по другой дороге она несколько более проходимая и особых впечатлений не оставила. Вновь мы на не плохой грунтовке с поперечными канавами, всех поразил импровизированный мост из разрезанного трелевочника через безымянную речку (по крайней мере в jps-нике она ни как не названа).



Потихоньку докатились до моста через реку Няризь. Мост сохранился, а вот въезд на него не очень – он восстановлен из нескольких брусьев сколоченных скобами. Но нам нет особого смысла перебираться на другую сторону – мы уже добрались до конечного пункта назначения (да у самого моста стоял фольксваген, которого я не однократно видел в Перми, но хозяина видно не было). Решаем подняться не много вверх по течению и обосноваться на реке на несколько дней. Место для стоянки выбрали быстро — это была не большая полянка на излучине, неподалеку от перекатика. Здесь и остановились. Река изобиловала рыбой.

Нескольких взмахов удочкой было достаточно для того, чтобы приготовить ужин. Долго сидели у костра травили байки. Вечером нашелся опередивший нас экипаж дефендера. Они просто уехали дальше за Няризь, а теперь хотели вернуться к броду через Колву. Там есть избушка, в которой они решили на время поселиться. Ну а мы остаемся здесь. На второй день решено было сделать вылазку в ИТК. В отличие от деревни ИТК произвел самое гнетущее впечатление.

Возможно, этому способствовал зарядивший моросящий дождик. Однако, на мой взгляд, здесь сидели люди не за хорошие дела, и эта зловещая аура оставила свой отпечаток на местности и пройдет еще, немало лет прежде, чем она сотрется. Самым интересным зданием оказалась старая водокачка

С нее открывался вид на окружающее пространство, хотя горизонт был скрыт за пеленой дождя. Удивительно, когда я забрался на верх, на какие – то секунды дождь прекратился и прекрасно стал виден тот самый Тулым, окутанный рваной пеленой тумана, да, красиво. Возвращаемся на стоянку, полные новых впечатлений. Вновь рыбалка. Мы в этот раз не брали рыбы больше, чем можем съесть, так как не знали точно, когда отправимся домой.

Но само ощущение, упругого сопротивления рыбы на другом конце лески не сравнить, ни с чем. Именно для этого многие люди преодолевают многие тысячи километров, и мы не исключение. Вдоволь нарыбачившись, на третий день было решено перебираться на Колву. Добрались без приключений. Встали лагерем на обрывистом берегу (где до нас уже кто – то стоял, и не давно, ходил не крупный медведь) метрах в ста от избушки, в которой обитали наши друзья. Основательно разбиваем лагерь, тем более после дождика значительно похолодало. Весь вечер мастерил «кораблик» — ширина реки и течение позволяют использовать здесь эту не хитрую снасть. Там, где я живу, нет рек, на которых можно использовать этот способ, поэтому рыбачил я на него всего раз или два. И здесь он мне так – же не понравился. Оставил произведение на месте стоянки вместе с леской и крючками – вдруг кому и понадобится. Очередной вечер – очень свежий, даже холодный. Тент и чай в кружках покрылся солидной коркой льда пока сидели у костра, болтали и пели, да и на гальке у реки он тоже был. Решаем затопить баню (предшественники постарались, вот только каменку сложили не по моему, но это дело вкуса). Банька удалась — от каждого ковшика, вылитого на каменку не хитрое сооружение надувалось эдаким шаром, прогревая нас теплом, и вода в реке, в которую окунались, не казалась такой обжигающе холодной. Особенно банька понравилась моей девушке, дома она большая любительница попариться, а вот в тайге в бане еще ни разу не была. Решено – пусть будет и такая традиция – в каждом путешествии ходить в баню.
Время бежит, как обычно не заметно. Но вот, мой экипаж начали, все чаще, посещать мысли о возвращении и на восьмой день мы начали собираться в обратный путь. С собой мы увозили новые впечатления, огромное количество фотографий и легкую грусть о уже заканчивающемся путешествии. Ах да, по возвращении, при рассматривании фотографий на фоне Бужуйского камня на дороге сидел и совершенно нас не боялся, довольно крупный, глухарь.

16.05.2014 14:04
1647

1 комментарий

25.05.2014 01:03
Движение к свободе, к свободе от городских цепей туда где гуляет свободный ветер… молодцы, так держать!!!